08:36, 4 апреля 2012 года

«Разбор полетов» в полицейском главке Ставропольского края

Поводом для проведения коллегии стал ряд резонансных уголовных дел, возбужденных в отношении «особо отличившихся» своей жестокостью сотрудников полиции в ряде регионов России. Последней каплей, переполнившей чашу терпения как граждан, так и руководства МВД, стал случай в Казани, где сотрудники отдела полиции «Дальний» насмерть замучили задержанного. Вот и вчерашний «разбор полетов» ставропольских стражей правопорядка прошел в весьма жесткой форме.

Начальник полицейского главка края генерал-лейтенант Александр Олдак без лишних вступлений и экивоков обозначил перед подчиненными вопрос, требующий ответа от каждого.

- Мы должны четко определиться: кто мы есть на самом деле, - начал разговор А. Олдак, - защитники общества и личности от преступных посягательств или предатели, калечащие, убивающие и насилующие наших сограждан, попирающие все нормы человеческой морали? Воины правопорядка, теряющие в борьбе с криминалом своих лучших товарищей, или негодяи и мздоимцы, потерявшие стыд дельцы, подлые жулики, шарящие по карманам задержанных?

Казалось бы, подобных вопросов после масштабной реформы правоохранительных органов возникать не должно. Ведь цели преобразования милиции в полицию были задекларированы самые благородные. Однако, как показало время, пока что эта реформа носит чисто косметический эффект, несмотря на то что сам глава государства Дмитрий Медведев не единожды повторял, что новый облик и структура МВД - это не ребрендинг, а новый право-охранительный институт. Однако проблемы у него остались старые. Все тот же произвол, коррумпированность, погоня за показателями под девизом «Цель оправдывает средства» - все это никуда не делось, а наоборот, принимает порой гипертрофированные формы.

Об этом в своем докладе сказал заместитель начальника ГУ МВД РФ по СК Михаил Черников. И, к сожалению, картина в плане криминогенности в рядах самих стражей порядка не особо радужная. Например, в прошлом году в отношении сотрудников органов внутренних дел было возбуждено 77 уголовных дел. А за три месяца этого - уже 27! И еще пять - «на подходе». И это при том что, по идее, в рядах полиции после реформы остались служить лучшие из лучших. Особо отличились в плане криминала Ставрополь, Кавминводы, Александровский район. Взятки, превышение и злоупотребление служебными полномочиями, совершение ДТП в пьяном виде - вот неполный перечень их «подвигов». А ведь даже один проступок, совершенный человеком в погонах, порой начисто перечеркивает в глазах общества все положительные моменты работы полиции, самоотверженную борьбу с криминалом.

Однако говорить лишь о том, какая плохая полиция, и искать пути ее оптимизации в отрыве от проблем всего российского общества в корне неверно. Ведь сотрудники правоохранительных органов - это не инопланетяне, не выведенная в инкубаторе или завезенная из заповедника специальная порода людей. Они такие же, как мы с вами, живущие в той же реальности и ориентирующиеся на те же ценности. А вот с ними-то, общечеловеческими ценностями, в России как раз беда. Процветают алчность, стяжательство, карьеризм, индивидуализм, потребительское отношение ко всему на свете - в общем, все то что обозначается расхожим словосочетанием «умение жить».

Так что же надо сделать, чтобы слово «полицейский» избавилось от негативного «привкуса», чтобы оно не ассоциировалось со сплошным негативом, а стало олицетворением справедливости, законности и порядка? Универсального рецепта, конечно, никто из присутствующих предложить не мог, да его и не существует. Но некоторые меры, которые позволят очистить полицейские ряды от позорящих их «моральных уродов», были названы. Это и возрождение института наставничества над молодыми сотрудниками, совершенно забытого в последнее время; и пример начальства в плане соблюдения требований закона - ведь, как известно, в любом коллективе подчиненные действуют по примеру руководителя; и более жесткий отбор в ряды стражей порядка, и многое другое.

...Во время коллегии я внимательно наблюдала за присутствующим в зале начальствующим составом ставропольской полиции. Вернее, за реакцией людей в погонах на обсуждение проблемы. И меня неприятно поразил то факт, что часть из них словно присутствовала не на мероприятии, посвященном самым насущным вопросам службы, а отбывала некую повинность: кто-то, коротая время, внимательно вглядывался в мобильник, иные - пусть шепотом - увлеченно обсуждали какие-то проблемы, видимо, куда более важные, чем которые озвучивались с трибуны, а кто-то вообще откровенно дремал в надежде, что начальственный взгляд не заметит такой постыдной сонливости. Однако зрение у генерала Олдака оказалось на редкость хорошим: он увидел и по достоинству оценил поведение некоторых своих подчиненных, устроив «скучающей публике» небольшой разнос.

- Это что - усталость от работы? - негодовал он. - Так позвольте напомнить, что, к примеру, за минувшие выходные полицией не было раскрыто ни одного (!) преступления! И во многих райотделах и подразделениях, как свидетельствует анализ, идет не работа, а имитация бурной деятельности. Либо это просто нежелание вникать во все, что тут говорится?

В конце совещания для нежелающих проникнуться важностью проблемы и мечтающих «отсидеться и работать по старинке» генерал предложил единственный достойный выход - написать рапорт об увольнении, а не ждать, пока, цитирую: «вас погонят поганой метлой».

«Не ждать поганой метлы»
Газета «Ставропольская правда»
4 апреля 2012 года