Елена Романова с юными историками-экскурсоводами в школьном музее.

Елена Романова с юными историками-экскурсоводами в школьном музее.

Но, справедливости ради: в бешеном ритме современной жизни, пожалуй, главное состоит в мудром определении на все времена: «Учитель – доверенное лицо общества».

– Потому что профессия наша, а я отдала ей более полувека, прекрасна многими счастливыми мгновениями, – размышляет Елена Николаевна Романова. – История моей 2-й средней школы города Ставрополя, где в былые годы довелось мне директорствовать, учить и воспитывать питомцев, сложилась, я думаю, не менее счастливо. И пусть сегодняшние школьники вроде бы совсем другие, с разными склонностями и увлечениями, мерой одаренности, интересами, но именно нам по-прежнему доверено прививать им основополагающее – держать экзамен на зрелость.

Елена Романова, заслуженный учитель школы России, не обделена правительственными наградами и доброй памятью выпускников. Она и в звании пенсионера продолжает верно служить своей школе: руководит здешним музеем, ведет уроки истории и литературы, заботливо подменяет коллег, если к этому появились причины, занимается, как и другие учителя, с тяжелобольными детьми на дому.

В нашей беседе Елена Николаевна взволнованно возвращается к эпизоду почти семидесятилетней давности, к своему первому жизненному уроку. Это было 1 сентября 1943 года. Военное лихолетье, разрушенный, но непокоренный Новороссийск…

– Помню школьный двор, окруженный каштанами. По звонку колокольчика дети стайками разошлись по классам. А я осталась одна с «Букварем» в руке и в слезах. Тут из дверей вышел сам директор школы. В военном галифе, пустой рукав гимнастерки перетянут армейским ремнем (значит, лишился на войне руки), стройный такой, вовсе не строгий. Павел Иванович, так его звали, взял меня за руку и спросил: «Зачем ты здесь? Тебе еще рано в школу». На что я упрямо возразила: «Я пришла учиться!». Тогда он отвел меня в класс и сказал учительнице: «Посадите эту девочку, но в журнал пока не записывайте, там видно будет…». Так началась моя долгая, трудная, но счастливая и неразрывная связь со школой.

Десятилетку Елена окончила с золотой медалью, историко-филологический факультет Ставропольского педагогического института – с красным дипломом. Жадно, с удовольствием училась сама и так же старается учить питомцев. Буквально тысячи их уже вышли в самостоятельную жизнь. По-разному сложились судьбы ребят, но каждому учитель отдала часть собственной души. Хочется тут напомнить замечательные слова великого русского хирурга-мудреца Н.И.  Пирогова: «Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников».

Среди выпускников школы, учеников Е. Романовой, – видные ученые, врачи и дипломаты, крупные производственники, педагоги, военачальники, деятели искусств, спортсмены с мировым именем.

А в экспозиции школьного музея, в создание которого вложила всю душу Елена Николаевна, есть место не только для знаменитостей, но и для нескольких поколений учителей, составляющих «золотой фонд» школы.

Она любит вести уроки истории, особенно в старших классах. По большому счету их можно назвать доверительными собеседованиями на заданную тему, этакими встречами поколений. Радостно волнуют и обнадеживают учителя нестандартные рассуждения ее учеников.

Немного застенчиво говорит Елена Николаевна о лирической составляющей гуманитарных уроков. А она всегда присуща занятиям Романовой, отлично знающей лучшие образцы отечественной исторической литературы. Немало влияния тут от мужа – известного в крае поэта-фронтовика Игоря Романова, с которым прожито было пятьдесят четыре года, в окружении людей вдохновенных, эмоциональных и талантливых.

А порой и печалит учителя реакция ребят, когда, например, в десятом классе на уроке о Великой французской революции – грандиозном событии XVIII века – в ответах учеников нет ожидаемой ею восторженности, яркости, романтики. Неужели не трогает такая история юные сердца? Неужели так оскудело на эмоции время в своем бешеном ритме?..

Конечно же, никуда не денешься от необходимо-важной прозы школьной жизни: модернизации учебного оборудования, компьютеризации, интерактивных досок в классах, практического любопытства ребят к чудесам современной техники. Но никак не уйти и от весьма деликатного аспекта: нынешнего расслоения общества на богатых и, мягко говоря, не совсем богатых. Это не может обойти современную школу. Да тут еще пресловутый бездушный ЕГЭ, другие далеко не всегда оправданные педагогические новинки… Обо всех этих проблемах ой как осведомлены сами учителя, как раньше их называли – организаторы «народного просвещения».

Когда стоишь у порога ухоженной 2-й школы, одной из старейших в городе Ставрополе, с заслуженной десятилетиями доброй репутацией и сложившимися традициями, невольно обратишь внимание на вывеску. Потому что никак не вяжется ее надуманно-суровая сухость с человеческим теплом школьного здания! Ну хорошо, можно мириться в официальных документах, справках, финотчетах с аббревиатурой «МБОУ СОШ №  2», что в «переводе» – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2. Однако какой же холодностью веет от подобных вывесок. А ведь это дом, который так хочется ласково и нежно назвать просто – «школа». Имя-то – существительное женского рода. И трудятся в нем такие милые, мудрые женщины, как Елена Николаевна Романова, согревающие своим теплом каждого входящего в эти стены ребенка.

Пришла учиться и учить / Газета «Ставропольская правда» / 7 марта 2012 г.