Проблемы в сфере миграции необходимо решать общими усилиями
Церемония вручения ведомственных наград ФМС России, с которой на сей раз началось итоговое совещание, длилась недолго. Как бесспорный позитив, свидетельствующий о повышении качества повседневной работы сотрудников миграционной службы, было названо сокращение в 2011-м числа жалоб. На что особое внимание обратили в своих выступлениях председатель комитета Думы Ставропольского края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Петр Марченко и консультант аппарата уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Юрий Костюков.
О востребованности российскими гражданами государственных услуг, предоставляемых ФМС, можно судить по цифрам, которые озвучил, выступая на совещании с докладом, заместитель начальника УФМС России по Ставропольскому краю Константин Близниченко. Только общегражданскими паспортами в 2011 году документировано около 140 тысяч человек. Плюс загранпаспорта, которых оформлено более 85 тысяч, что на 3,5 процента превышает аналогичный показатель 2010-го. Причем «обратной стороной» высокой востребованности является проблема доступности услуг. Достаточно вспомнить длинные очереди за получением того же загранпаспорта еще совсем недавно, пару-тройку лет назад отнимавшие массу времени и нервов у жителей Ставрополя и городов Кавминвод.
Правда, о полном исчезновении очередей и сегодня говорить не приходится. Однако и электронная очередь в Ставрополе, и предварительная запись по телефону в Пятигорске – совсем иное дело. К тому же появилась возможность получить услуги в электронном виде через портал gosuslugi.ru. Более того. В ноябре 2011 года Управлением ФМС по Ставропольскому краю было подписано соглашение о взаимодействии с муниципальным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» в Ставрополе, что упрощает получение услуги по выдаче и замене паспортов гражданина России. И работа по всем этим направлениям продолжается. Каждый сотрудник миграционной службы должен, как особо подчеркнул начальник УФМС России по Ставропольскому краю Александр Бойков, раз и навсегда усвоить простую истину: не население для нас, а мы для населения.
Разумеется, дальнейшее наращивание усилий по обеспечению доступности и качества оказываемых по линии миграционной службы услуг не отменяет необходимости исполнения надлежащим образом возложенной на органы и подразделения ФМС контрольно-надзорной функции. Ведь ситуация по части законопослушания на Ставрополье далека еще, как показывает практика, от благополучия. В ходе проверок, которых в 2011-м проведено более 12 тысяч, было выявлено около 40 тысяч правонарушений. И, что характерно, 35 процентов правонарушений совершено россиянами. Для сравнения: на долю граждан Узбекистана и Армении приходится соответственно 17 и 16 процентов правонарушений, граждан Украины и Грузии – по два процента. Иными словами, соотечественники наши показывают не лучший пример иностранцам.
Остается высокой миграционная активность именно россиян. Если убыло из края в 2011- м 23 тысячи граждан России, то прибыло на постоянное место жительства 28 тысяч. То есть налицо значительный, 17,2 процента, миграционный прирост численности населения. Правда, иностранцев прибыло за год на Ставрополье куда больше, 82 тысячи человек, но абсолютное большинство их оформляют документы на временное пребывание: по вопросам гражданства России в прошлом году на рассмотрение поступило три с лишним тысячи заявлений. Миграция, как отметил, выступая на совещании, заместитель начальника УФСБ России по Ставропольскому краю Андрей Ляпкин, оказывает значительное влияние и на складывающуюся в крае оперативную обстановку.
А отсюда – жизненная необходимость межведомственного взаимодействия со стороны прежде всего правоохранительных органов, о чем говорила начальник отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ставропольского края Ольга Соничева. Другой вопрос: совместная работа в сфере миграции не может и не должна ограничиваться одним лишь выявлением нарушений законодательства и привлечением виновных к ответственности. Важнейшим направлением этой работы была и остается профилактика, в том числе и по линии социально-культурной адаптации мигрантов. А здесь явно недостаточно совместных усилий только силовых структур – требуется активное участие органов местного само-управления, религиозных и общественных организаций, включая национальные диаспоры. И не случайно Управление ФМС по СК первым в России подписало в 2011 году юридически обязывающие соглашения о сотрудничестве с двумя действующими в пределах края епархиями РПЦ и муфтиятом. Эти соглашения уже успешно реализуются на практике – открыты, в частности, курсы русского языка для мигрантов при одной мусульманской и двух православных общинах.
И, что примечательно, подобные инициативы не вызывают у мигрантов той настороженности, с которой они привыкли относиться к любым исходящим от госорганов инициативам. Наоборот, люди понимают: это в их же интересах. Хотя до полного взаимопонимания еще идти да идти. Как свидетельствуют результаты проводимого на сайте регионального УФМС голосования, 50 процентов граждан России и 58 процентов иностранных граждан считают, что качество оказания государственных услуг в сфере миграции в Ставропольском крае улучшилось. Неплохой показатель, но далеко не идеальный…
25 января 2012 года