В 2012 году контроль за бюджетом Ставропольского края будет электронным
Подробнее об этом рассказывает руководитель управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю Игорь Тапсиев.
- Игорь Сергеевич, какие именно новации внедряются сегодня в вашем ведомстве?
- Прежде всего это внедрение механизмов управления ликвидностью единого казначейского счета (далее – ЕКС). Цель - создание условий для более качественного и эффективного управления бюджетными средствами, обеспечение безусловного исполнения расходных обязательств федерального бюджета по мере наступления сроков платежей по ним. Важным новшеством является разработанный механизм краткосрочного кредитования бюджетов всех уровней. Предполагается, что с 2012 года территориальными органами Федерального казначейства будут предоставляться кратко-срочные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Сумма кредита не будет превышать одной двенадцатой годового бюджета заемщика, а период пользования – 30 дней, но зато и ставка будет щадящей – одна четвертая от ставки рефинансирования ЦБ (2% годовых). Еще хочу заметить, что на практике зачастую возникают ситуации, когда при исполнении расходных обязательств местных органов власти образуется временный кассовый разрыв, то есть возникает недостаточность в определенный период финансового года доходов для осуществления неотложных расходов, предусмотренных утвержденной бюджетной росписью. Кассовые разрывы носят кратковременный характер, и для их погашения привлекаются денежные средства в виде краткосрочных займов от кредитных организаций. Такая схема несет определенные риски и вводит дополнительные неудобства в процесс реализации региональных расходов. Поэтому и внедряется механизм предоставления бюджетных кредитов бюджетам всех уровней.
Решается и вопрос по оптимизации денежных потоков между бюджетами. В частности, в скором времени отпадет проблема «зависания» остатков средств на счетах муниципалитетов или субъектов, полученных в виде субсидий и субвенций из федеральной казны и своевременно не использованных. Теперь предоставление средств будет планироваться под потребность, а не авансом. Это расширит возможности Казначейства России по управлению ликвидностью единого казначейского счета. Смысл данного нововведения в том, что не используемые в процессе исполнения расходных обязательств федерального бюджета средства не должны находиться без движения в качестве остатка на едином счете. Они должны работать.
- Все чаще мы слышим о необходимости создания информационной системы «Электронный бюджет». Расскажите о ней.
- Действительно, еще в 2010 году в Бюджетном послании Федеральному Собранию Президентом была поставлена задача повышения эффективности бюджетных расходов. Это явилось предпосылкой для создания в рамках реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года единой информационной системы управления государственными финансами «Электронный бюджет», которая обеспечит полный охват денежных операций сектора государственного управления.
Основной целью «Электронного бюджета» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства.
В соответствии с федеральным законодательством определены новые требования к организации деятельности государственных и муниципальных учреждений. Предусматривается изменение форм и методов их финансового обеспечения и формирования количественных и качественных показателей их деятельности, а также создание официального сайта – www.bus.gov.ru - в сети Интернет для размещения информации о деятельности всех государственных и муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества. Он откроется с 1 января 2012 года. Напомню, что уже год действует другой официальный сайт о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru). Оба эти сайта впоследствии должны стать инструментами единого портала бюджетной системы Российской Федерации, создание которого является важным направлением при формировании системы «Электронный бюджет».
В преддверии открытия сайта www.bus.gov.ru, начиная с 2010 года, органами Федерального казначейства проведена очень большая работа по обеспечению представителей заказчиков сертификатами ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП). В настоящее время более 3 600 организаций - заказчиков всех уровней бюджетной системы Российской Федерации без взимания платы обеспечено сертификатами ключа ЭЦП. Соответственно ожидается не меньший поток пользователей нового сайта.
- Какую информацию учреждения должны будут размещать на этом официальном сайте и в каком порядке?
- Статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определен исчерпывающий перечень документов, открытость и доступность которых государственные (муниципальные) учреждения должны обеспечить с 1 января 2012 года. Утвержден и порядок размещения указанной информации в сети Интернет - через личный кабинет организации с использованием сертификата ключа электронной цифровой подписи, полученного в территориальном органе Федерального казначейства. Кроме того, при отсутствии у учреждения технической возможности доступа к официальному сайту территориальные органы Федерального казначейства предоставят учреждению оборудованные рабочие места для размещения информации.
- Сейчас много говорят об организации предоставления государственных муниципальных услуг в режиме онлайн. Какая роль отводится в этой схеме органам Федерального казначейства?
- Казначейство непосредственно государственные услуги юридическим и физическим лицам не оказывает, но при этом является связующим звеном между плательщиками-получателями услуг и органами власти, предоставляющими услуги. Средства, полученные от платы за предоставленные государственные и муниципальные услуги, зачисляются на счета органов Федерального казначейства.
С 1 января 2013 года Федеральное казначейство наделяется полномочиями по ведению, развитию и обслуживанию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). На территориальные органы ведомства возложена функция «наполнения» данной системы информацией. Для этой цели разработана система УНИФО - информационная система по учету начислений и фактов оплаты платежей. Она будет аккумулировать сведения о платежах физических и юридических лиц по уплате государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов. Для граждан это возможность получения госуслуг в электронном виде по принципу «одного окна». УФК по СК уже в этом году приступило к передаче информации о зачислениях в систему УНИФО. Начиная с 1 января 2013 года администраторы доходов бюджета обязаны будут передавать информацию о начислениях для уплаты за госуслуги. В свою очередь, банки, иные кредитные организации, подразделения почтовой связи должны будут направлять информацию об уплате за госуслуги в ГИС ГМП.
- А что такое система удаленного электронного документооборота?
- Это централизованная система, с помощью которой клиент управления в любое время из любой точки может удобно и безопасно выполнять все необходимые операции по взаимодействию с управлением Федерального казначейства, всегда иметь доступ к актуальной информации посредством сети Интернет. В первом полугодии будущего года ожидается централизованная поставка нового серверного оборудования для обеспечения работы портала СУФД-web. После получения этого оборудования мы разместим информацию на сайте stv.roskazna.ru, и тогда любой клиент сможет обратиться за подключением в отделы управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю.
27 декабря 2011 года