Музейные стенды рассказывают об истории казачества в Галюгае.

Музейные стенды рассказывают об истории казачества в Галюгае.

© Фото: Юлия ФИЛЬ

Музейные стенды рассказывают об истории казачества в Галюгае.

Музейные стенды рассказывают об истории казачества в Галюгае.

© Фото: Юлия ФИЛЬ

15 лет бессменно руководит школьным музеем преподаватель географии Валентина Прудкова.

15 лет бессменно руководит школьным музеем преподаватель географии Валентина Прудкова.

© Фото: Юлия ФИЛЬ

Учитель истории и обществоведения Галюгаевской средней школы Светлана Шагрова, победитель краевого конкурса «Учитель года -2010».

Учитель истории и обществоведения Галюгаевской средней школы Светлана Шагрова, победитель краевого конкурса «Учитель года -2010».

© Фото: Юлия ФИЛЬ

Музейные стенды рассказывают об истории казачества в Галюгае.

Музейные стенды рассказывают об истории казачества в Галюгае.

© Фото: Юлия ФИЛЬ

Поэтому в целях формирования единого культурного пространства и создания равных возможностей для доступа населения к культурным ценностям правительство Ставрополья приняло краевую целевую программу «Культура Ставрополья на 2009 – 2011 годы», направленную на сохранение исторического и культурного наследия нашей малой родины. Выступая в год старта программы на совете атаманов при губернаторе края с докладом об историко-культурном наследии казачества, директор Ставропольского государственного музея-заповедника им. Прозрителева и Праве Николай Охонько подчеркнул, что «положительный имидж казачества сегодня может являться одним из главных объединительных моментов». Четкая стратегия сохранения этого наследия разработана и закреплена в программе комплексного развития музеев Ставропольского края. Думается, что речь идет не только о таких «гигантах», как «краеведческий музей», а и малых, но от этого не менее значимых «островках памяти», где не менее бережно хранят наследие предков.

* * *

…Отчий дом, Родина, Отечество. Место, где мы родились и живем, где трудились и защищали землю наши деды и прадеды. Что все это означает для нас? Мудрые наши предки говорили, что человек без памяти – это древо без корней. История – это память времени. Но ее никогда не бывает без людей, которые и есть носители этой временной памяти. У человечества разборчивая, но добрая память.  

Именно с такими людьми мы и познакомились в приграничной станице Галюгаевской – в средней школе № 11. Здесь – мы ничуть не преувеличиваем – находится один из самых интересных музеев Ставрополья. 15 лет бессменно руководит им преподаватель географии Валентина Прудкова, а вот занимаются музеем практически все школьники и весь коллектив преподавателей, который возглавляет директор школы Лидия Луценко.

Впрочем, есть существенная разница между двумя, скажем так, любовями. Можно любить свою малую родину и ничего о ней не знать. А можно и любить, и знать. В Галюгаевской именно второй вариант. Здесь о «стране Галюгании» (так назвал станицу ученый и археолог Сергей Кореневский, руководитель Предгорного отряда, проводившего раскопки шести курганов под Галюгаевской в 1985 году) знают все или почти все.

Знают, что первые люди появились здесь в III – начале II тысячелетия до нашей эры. В тех самых курганах нашли кости животных, черепки сосудов, каменные орудия, зернотерки, галечные молотки, очажные подставки. Самой ценной находкой стала отлично сохранившаяся бронзовая мотыга. Таких во всем мире не более 10, а в России ставропольская находка стала третьей. Жилища поселенцев «страны Галюгании» строились из досок, камыша, обмазывались глиной.

– Именно эти археологические находки, – рассказывает Валентина Прудкова, – и богатая история станицы натолкнули на мысль о создании музея.

Датой его основания стал 1996 год. Так что в году нынешнем у школьного музея маленький – 15-летний – юбилей.

– Целью создания музея, – говорит Лидия Луценко, – было сохранение богатейшего материала о жителях и истории станицы Галюгаевской, формирование у наших ребят высокой нравственности, трудолюбия и патриотизма.

Изначально музей создавался как музей истории казачества. Но вскоре стало ясно, что такие рамки ему тесны, и появились еще два зала – боевой и трудовой славы. Кстати сказать, зал трудовой славы оборудован компьютером, мультимедиапроектором, телевизором, DVD-плеером и музыкальным центром.

Казачьи корни

Для начала учителя, школьники и станичники по кусочкам восстановили историю казачьего быта.

А как вообще казаки появились на Тереке? Известно, что казаки – люди вольные. Слово так и переводится с тюркского – «вольные, свободные». Ну а на Тереке, считают некоторые исследователи, казаки селились чуть ли не с X-XI веков. Когда Россия вплотную приблизилась к Кавказу, по указу императрицы Екатерины II в 1770 году с целью укрепления рубежей Российского государства сюда были переселены казаки с Волги и Дона. Начала создаваться Азово-Моздокская оборонительная линия.

Одним из ее форпостов и стала станица Галюгаевская, основанная на месте, где первоначально обосновалась конвойная команда из 16 человек шестой сотни Моздокского полка. Казаки развозили служебные письма, сопровождали проезжавших и почту, патрулировали границу. Они и построили первую сторожевую вышку и гольтепы (дома).

Что же касается названия, то тут все до удивления просто. С давних времен здесь существовало озеро, которое назвали по-украински Калюга – лужа, озеро располагалось рядом с лесом, по-украински «гай». Вот и получился Калюгай. Впоследствии произошло озвончение буквы «к» и станицу стали называть Галюгай.

В долине Терека казаки посадили сады и виноградники, занялись животноводством, чуть позже – земледелием. Началась новая жизнь новой станицы.

– Казаки были трудолюбивы, – продолжает Валентина Прудкова. – Они говорили, что «труд рождает достаток, а лень дурачество». Девочек с раннего возраста приучали к рукоделию. Поэтому в нашем музее много экспонатов, созданных руками казачек. Это вышивки картин, рушники, запоны (фартуки).

Изучение традиций и обычаев казаков доставляет школьникам, особенно девочкам, настоящее удовольствие. В экспозиции «Казачки-рукодельницы» представлены работы бабушек и прабабушек нынешних учеников. Это вышивки в различных техниках: ришелье, цветная и однотонная, односторонняя и двусторонняя гладь, вышивка крестом (простым и болгарским). Казачки вышивали не только предметы утилитарного назначения (наволочки, шторы, покрывала, столешницы), но и картины (портреты, натюрморты, пейзажи и сюжетные картины).

Эти экспонаты вызывают у многих девочек желание самим стать искусными мастерицами. На школьных уроках технологии они учатся шить, вышивать. А ученицы 10 класса выбрали для себя спецкурс «Художественная обработка ткани».

– Изучение традиций и обычаев казачества занимает ведущее место в нашей работе, – подчеркивает Валентина Прудкова. – За прошедшие годы накоплен немалый материал о быте наших предков. В зале истории казачества создана экспозиция убранства казачьей хаты начала XX века. Ее украшением была кровать. Вот, смотрите, она стоит на почетном месте и в нашем музее.

Рядом печь с котелками, чаплями и кочергой – главным атрибутом домашнего очага. И сундук. Он был в каждом доме. Деревянные – без рисунков – водились у бедняков, кованые и расписные – в домах богатых.

В экспозиции школьного музея – прялки и гребни, уникальное рубленое корыто для теста, рубель для глажки белья. А еще – хабары для засолки огурцов, помидоров, капусты.

Гордость школьного музея  - молитва «Отче наш» в рисунках 1871 года издания. Есть и экспонат-загадка. Это фотография царя Александра II в окружении родных и военачальников, он принимает парад казаков (возможно, в Пятигорске). Кто на снимке – неизвестно. Но есть предположение, что фотография была подарена кому-то из казаков-галюгаевцев за особые заслуги перед царем и Отечеством.

Просто диву даешься, как сумели преподаватели и дети маленькой сельской школы найти, рассмотреть и сохранить так много.

– Мы, преподаватели, – говорит Лидия Луценко, – постоянно работаем над тем, чтобы наши учащиеся чувствовали себя личностями и частицей народа, стремились к сохранению традиций, культуры, природы, памятников. Сутью гражданского воспитания является создание у школьников опыта совместной деятельности, в нашем случае это поисково-исследовательская работа.

Ах война!..

В полной мере это относится к военно-патриотическому разделу музея. И взрослые, и юные краеведы Галюгая убеждены в том, что не имеют права забывать ни Великую Отечественную, ни войн в Афганистане и Чечне.

…Великая Отечественная не обошла стороной их родную станицу. 600 сыновей, мужей, отцов проводили галюгаевцы на фронт, 293 семьи не дождались своих родных: кто погиб в жестоких сражениях, кто пропал без вести.

Да и в самой станице во время оккупации с фашистами боролись и стар, и млад. Юные герои Ваня Бражненко и Федя Шерстобитов помогали разведчикам и партизанам, снабжали их информацией о передвижении противника. Ваня Бражненко был расстрелян фашистами на глазах станичников. Федя дважды попадал в лапы фашистов. Первый раз ему удалось бежать. Второй раз фашисты жестоко избивали мальчишку, пытались подкупить, но он не предал партизан. Немцы увезли Федю в Моздок и расстреляли вместе с другими партизанами. Именами юных героев названы улицы станицы.

Еще одна интереснейшая экспозиция школьного музея – военные документы, найденные в результате поисковой работы и переданные в музей жителями. В зале боевой славы школьного музея часто проходят встречи с участниками и свидетелями войны. После таких встреч у школьников появилось желание рассказать и о своих бабушках и дедушках. Поэтому сейчас в музее накапливается материал о детях войны в разделе «Детство, опаленное войной».

– Особое место в патриотическом воспитании, – с гордостью говорит Валентина Прудкова, – занимает популяризация государственной символики. В фойе школы располагается экспозиция «Символы Отечества», где представлены не только гербы и флаги России и Ставропольского края, но и символика школы – герб и флаг. Разработкой школьной символики занимались и учащиеся, и учителя. Они создали закон о символике школы. И сегодня ни одно мероприятие не обходится без этих торжественных символов.

«Труд» – это гордое слово

Трудовые достижения односельчан также нашли отражение в материалах музея. В зале трудовой славы оформлены стенды: «Страницы истории» (об истории создания колхоза им. Ленина), «Ветераны колхозного строя», «Ими надо гордиться» (об орденоносцах), «Династии хлеборобов» (о династиях Кизиловых, Комаровых, Калитвиновых, Колпиковых), «Труженики тыла». Также собран материал о развитии образования в станице, учительских династиях. Конечно же, интересно увидеть подлинные документы: грамоты, личные дела учителей, свидетельство об образовании 1916 года, паспорт школы 1947-1950 годов.

Особое место среди материалов школьного музея занимает история ученической производственной бригады имени Юрия Гагарина. Она была создана одной из первых в районе в 1957 году. Члены бригады занимались животноводством – разводили кроликов, свиней, уток, работали в саду и на виноградниках, выращивали зерновые, овощные, бахчевые культуры и даже хлопок.

Впрочем, этот музей уже давно шагнул за пределы школьного здания. Юные краеведы проводят экскурсии по памятным местам станицы Галюгаевской. Ребята также сотрудничают с краеведческими музеями Ставрополя и Моздока. Для краеведческого музея краевого центра поисковые отряды школы, например, собирали предметы быта казачества. А в 1998 году они собрали материал о жителе станицы Григории Ивановиче Ягодкине, солдате российской царской армии, который был награжден пасхальным яйцом за храбрость на полях сражений. Реликвия передана в дар краеведческому музею Ставрополя. В краеведческом музее Моздока есть экспозиция о быте казачества, убранстве казачьего дома, при создании которой консультационную помощь оказали старожилы станицы.

Так что если оценивать объективно, то этот школьный музей и сам стал символом Отечества. И это самое правильное направление в воспитании сегодняшних галюгаевцев. Воспитание в духе сохранения и приумножения культурного и исторического наследия.

Валентина ЛЕЗВИНА

Символ Отечества / Газета «Ставропольская правда» / 5 августа 2011 г.