08:06, 5 августа 2011 года

Двойные стандарты для минеральной воды

«Беспризорники»

Уникальное залегание горных пород в регионе Кавминвод, сложившееся в результате мощных подземных процессов, открыло доступ к бесценным подземным кладовым с минеральными водами. Оценив однажды секреты исцеления с их помощью от различных болезней, человек обустроил эти благодатные места для своей пользы. Казалось, что природа щедра и дары ее неиссякаемы. Однако сегодня, когда антропогенная и экологическая нагрузка на действующие города-курорты возросла многократно, пришло время подумать, как сохранить бесценное природное богатство, чтобы насытить продуктом внутренний потребительский рынок и выйти с ним за пределы края без ущерба для окружающей среды. При этом приходится учитывать и проблемы, порожденные беспощадными законами рынка. И здесь тоже не обойтись без государственного регулирования.

Никто не будет спорить, что основное достояние КМВ – его гидроминеральная база. На площади более пяти тысяч квадратных километров по действующим классификациям выделяется более 30 наименований минеральных вод. Это используемые с начала освоения курортного региона и ставшие всемирно известными ессентуки-4, ессентуки-17, кисловодские и пятигорские нарзаны. Позже были разведаны и другие широко известные типы этого природного целебного продукта. Трудом поколений талантливых гидрогеологов сформирован богатый конгломерат бальнеологических факторов. Однако, как утверждают специалисты, если сегодня не принять правильных решений, можно этих даров природы лишиться .

Первым предвестником беды является ухудшение на ряде месторождений кондиций минеральных вод (изменение химического и газового состава, бактериальное и химическое загрязнение, снижение напоров водоносных слоев). Некоторые источники вообще не работают вследствие их сильного загрязнения. В Кисловодске, например, только треть добытого всемирно известного нарзана используется по назначению - для лечебных целей. И то после предварительной очистки. Ареал гидроминеральных ресурсов сжимается. О том, что в некоторых питьевых бюветах струилась еще не так давно живительная влага, напоминают лишь ржавые дорожки. К числу иссякших, «мертвых» отнесены источники «Ессентуки-20», Пономаревский в лечебном парке Ессентуков. Вызывает тревогу состояние известного Баталинского месторождения в Железноводске.

Эти процессы неизбежно будут развиваться дальше, если не остановить фактическое удушение государственного мониторинга состояния недр КМВ. Изменения в законодательстве, сделавшие возможной децентрализацию недропользования и природопользования в регионе КМВ, значительно ослабили возможности целостного комплексного и рационального наблюдения за состоянием гидроминеральной базы.

ОАО «Кавказгидрогеология» (Железноводск) полвека занимается разведкой и открытием новых скважин для добычи минеральной воды. С конца 80-х организация ведет наблюдение состояния подземных вод и опасных геологических процессов. Ею пробурены десятки наблюдательных режимных скважин, ставших индикаторами состояния гидроминеральной базы. Здесь работают лучшие специалисты, способные ответить на многие тревожные вопросы, которых возникает все больше. Но вот парадокс. В этом году предприятие впервые отказалось от участия в конкурсе на проведение государственного мониторинга. Профессионалы отказались идти на компромисс, потому что выделенных государством средств недостаточно для качественного выполнения работы.

Распорядитель бюджетных средств в СКФО-ЮФО «Гидроспецгеология» нашла другого субподрядчика, которого не смутило, что профиль организации не очень приспособлен для решения поставленной задачи, и сети режимных наблюдательных скважин, без которой объективно невозможно отследить происходящие в подземной кладовой процессы, у нее нет. А это значит, исполнителю остается собрать сведения от недропользователей, кто, сколько и какого качества поднял на-гора минеральной воды. Отчет по такой методике, безусловно, будет составлен и за те небольшие средства, что на эти цели отпущены, но за качество собранной информации ни один уважающий себя гидрогеолог не поручится. Известный рыночный закон - бизнес изначально не особо заинтересован в подаче правдивых данных, если речь идет о прибыли.

- Только объективный мониторинг может установить: имеет ли место необоснованно завышенная выкачка недр и снижение по этой причине минерализации воды, не приведет ли это к невосполнимому истощению месторождения, - отмечает главный гидрогеолог ОАО «Кавказгидрогеология» В. Чуксин. - Поэтому так важно, чтобы контроль за состоянием гидроминеральной базы оставался в руках государства, как это было всегда. И при государе императоре, и при социализме. Загубить сеть наблюдательных скважин, на бурение которых в свое время были затрачены государственные средства (от 20 до 30 млн рублей на каждую), оставив без ежегодного профилактического ремонта, - значит, «занести топор» над сохранностью содержимого подземной «кладовой». Ситуация может выйти из-под контроля и обернуться серьезными техногенными катастрофами. Нарушатся при этом и глубинные процессы. Очень опасно оставлять скважины беспризорными.

Брошенные аварийные скважины, число которых растет, мешают правильному формированию подземных минеральных вод. В действиях более трех десятков недропользователей недостает согласованности. Пока еще стабилизирует ситуацию присутствие в регионе крупного предприятия ОАО «Кавминкурорт-ресурсы» - с государственным контрольным пакетом акций. Однако с подачи Росимущества додавливается вопрос о его приватизации, чего допустить нельзя, считают в администрации Кавказских Минеральных Вод. Инициаторы передела, к сожалению, не хотят принимать во внимание факт, что речь идет не о продаже акций рядового недропользователя. Акционерное общество обладает взаимозависимым комплексом средств добычи, накопления, переработки, транспортировки и мониторинга природных минеральных вод. От его работы зависит жизнеспособность 132 здравниц и нескольких десятков заводов по розливу минеральной воды. А это тысячи рабочих мест и более одного миллиарда налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и сохранение лечебных ресурсов курорта.

Бомба с часовым механизмом

Обратимся к официальным источникам. Нельзя сказать, что государство не помнит о необходимости защиты и сохранения природного комплекса Кавминвод. Это подтверждается выводами многочисленных проверок, проведенных в разное время Департаментом государственного контроля по ЮФО, Счетной палатой РФ и другими структурами. В материалах проверки аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе 2008 года, в частности, сказано: «Бесконтрольность в добыче лечебных минеральных вод и грязей ведет к деградации уникальных природных лечебных факторов, которые являются основой деятельности всей санаторно-курортной системы КМВ. Ежегодное сокращение финансирования привело к предельному сокращению работ по ведению государственного учета минеральных вод, утрате контроля за охраной подземных вод от истощения и загрязнения. К примеру, предусмотренное на 2008-2010 годы уменьшение объемов финансирования на 27,8% может привести к дальнейшему сокращению наблюдательных пунктов, объемов лабораторных исследований, что не позволит производить достоверную оценку состояния ресурсного потенциала подземных минеральных вод региона КМВ».

Сокращение ассигнований продолжилось и в последующие годы. В результате, как уже сказано выше, специализированная организация, которая и без того уже вела мониторинг себе в убыток, отказалась от выполнения привычной работы.

На одном из последних межрегиональных совещаний о состоянии гидроминеральной базы, проведенном по инициативе администрации Кавминвод, в очередной раз было указано на критический недостаток финансирования системы мониторинга, его несоответствие стратегическому значению гидроминеральных ресурсов. В прошлом году на нужды федерального курорта предназначалось 1,6 млн рублей, или 3,4% от общего объема, выделяемого на эти цели в целом на территории СКФО и ЮФО. Специалисты прогнозируют после 3 - 5 лет такого облегченного отношения к системе глубоких высоконапорных скважин их полный выход из строя. Это самая большая опасность, которая грозит разрушением современных источников минеральных вод. Казалось бы, очевидно, что финансирование необходимо увеличить. Однако на деле все с точностью до наоборот. В этом году денег выделили еще меньше – 1,4 млн рублей.

Под программу комплексного развития особо охраняемого эколого-курортного региона РФ, по сути, заложена бомба с часовым механизмом. Причем, что пародоксально, одновременно с принятием законопроекта о создании Единой государственной системы мониторинга. Выходит, чтобы создать, надо уничтожить отлаженное? Кто назовет такой подход государственным? А времени на размышления вместе с тем уже практически нет.

ГОСТ для монополиста

Другая угроза бесценной минеральной воде КМВ рождается, как ни странно это звучит, в недрах Госдумы РФ. Здесь ко второму чтению готовится разработанный Союзом производителей безалкогольных напитков и минеральных вод проект технического регламента «Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки» и национального стандарта «Воды минеральные питьевые». Союзом, в который входят ЗАО «Вимм-Билль-Данн Напитки», ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», ОАО «Лебедянский», «ПепсиКо холдингс» и ряд других структур с участием иностранного капитала. Предлагаемый документ, мягко говоря, вызывает удивление. Ни в одной стране мира не додумались объединить в один регламент требования, предъявляемые к лимонаду и природной лечебной воде. Против такого подхода выступают ученые-курортологи, гидрогеологи, специалисты Рос-потребнадзора. О недопустимости необъективной «унификации» требований к безалкогольным напиткам и природным минеральным водам заявил и Президент РФ Д. Медведев. Аналогичный вывод содержится в заключении Правительства Российской Федерации. И тем не менее. Группа лоббистов настаивает на принятии этого нормативного акта.

Предлагается узаконить документ, согласно которому уже завтра более 70 % добываемой в нашем регионе минералки будет признано не соответствующей российским и международным нормам, а десятки здравниц попадут в полную зависимость к монополистам, которые будут владеть генеральным правом на единоличное пользование такими раскрученными брендами, как «Ессентуки-17» и «Ессентуки-4». Если это все произойдет, могут закрыться около 30 заводов по розливу минеральной воды. Проиграет не только экономика Ставрополья, которая потеряет приличную долю налоговой базы, но и потребитель на всей территории страны. Уход с рынка действующих производителей, монополизация рынка приведут к значительному росту цен на минералку, а освободившуюся нишу в этом случае, как это бывает, займет контрафактная продукция. Закон рынка - пустоты всегда заполняются.

- Мы неоднократно участвовали в заседаниях рабочей группы ГДРФ по данному вопросу, где озвучили позицию Думы края, губернатора Ставрополья, администрации Кавминвод, руководителей промышленных предприятий и санаторно-курортных учреждений, которые категорически возражают против разработки законопроекта в предлагаемой редакции, - прокомментировал ситуацию «СП» руководитель депутатской группы «Кавминводы» Думы СК А. Сысоев. - Главная уловка состоит в том, что разведанным в 70-е годы дополнительным запасам минеральной воды, полностью идентичной по генетическому происхождению и составу ессентукам-17, по формальным признакам отказывают в праве так называться.

Оказывается, все дело в географическом названии месторождения - Нагутское. Добытую здесь воду предлагается назвать нагутская-17. Прогноз уровня продаж новой марки предскажет и школьник. Главную ценность приобретает раскрученный бренд. За обладание им идет вой-на уже на федеральном уровне. Понятно всем, что лишить права тех недропользователей, которые берут воду из Нагутского месторождения, клеить на бутылку этикетку «Ессентуки-17», значит, «отправить их в нокаут».

Председатель совета Ассоциации недропользователей и заводов по розливу минеральных вод Сергей Струговщик познакомил меня с документами, подтверждающими, что вода из Нагутского месторождения вовсе не фальсифированная, какой ее пытаются представить члены вышеназванного союза. В числе которых и компания с участием иностранного капитала, владеющая заводом, который качает воду непосредственно из Ессентукского месторождения, и по этой причине претендующая на исключительное право обладать брендом «Ессентуки-17». Вместе с тем, учитывая, что минерализация воды скважины № 46 Ессентукского месторождения находится на грани допустимого по ГОСту, эта компания охотно использует для пополнения своих резервуаров месторождение Нагутское. Такая позиция во всем мире называется двойным стандартом.

Итак, документы. Выписка из постановления Совмина СССР от 8 февраля 1972 года за подписью его председателя А. Косыгина: «...обязать Министерство геологии СССР провести в 1972-73 году доразведку Нагутского месторождения углекислых соляно-щелочных вод типа «Ессентуки-17» в Ставропольском крае и представить в первом полугодии 1974 года на утверждение Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете министров СССР эксплуатационные запасы этих вод».

А вот выдержка из заключения экспертной группы того же периода. Несколько наукобразный текст, поэтому лучше передать в изложении. Гидрогеологами предлагается в связи с наблюдаемым снижением минерализации воды в скважине № 46 Ессентукского месторождения в дальнейшем перебазировать розлив этой минеральной воды на скважины месторождения Нагутского. В том же тексте сказано о генетической общности происхождения вод. А вот карта распространения углекислых минеральных вод региона КМВ, из которой следует, что Нагутское является подземным продолжением Ессентукского месторождения.

Прерогатива государства

Гидрогеолог Александр Щербаков, авторитетный в своей области специалист, известный на Кавминводах правдоруб, неаффилированное лицо, как сказали бы сегодня на новомодном рыночном языке, подтвердил, что никогда не было никаких сомнений в идентичности вод двух месторождений. Попытка пересмотра выводов нескольких поколений ученых, по его словам, предпринимается в угоду транснациональному капиталу. Что касается бренда, он должен оставаться государственным, никто не должен обладать исключительным правом на продукт природного происхождения. Содержимое недр – прерогатива государства. И добыча минеральной воды должна оставаться под контролем государства. Более того, по его твердому убеждению, под контролем первого лица государства, как это было всегда.

Сергей Струговщик, возглавивший вышеназванную ассоциацию, чтобы совместно отстаивать интересы региональных недропользователей, познакомил с выводами Московского арбитражного суда. ЗАО «Водная компания «Старый источник», где он возглавляет совет директоров, несмотря на все вышеперечисленные доводы, в праве разливать воду из Нагутского месторождения под названием ессентуки-17 отказали. За основу был взят пресловутый формальный признак – географическое название близлежащего населенного пункта - железнодорожной станции Нагутская.

- Даже если отталкиваться от географии, - пояснил Сергей Васильевич, - месторождение находится в границах федерального курорта Ессентуки, которые, кстати, гораздо шире муниципального образования Ессентуки.

Апелляция на принятое столичными судьями решение подана. Выиграть это дело - вопрос принципиальный. Ибо от того, каким будет вердикт, во многом, можно предположить, зависит, каким будет решение законодательное.

В администрации Кавминвод, заинтересованной в сохранении гидроминеральной базы и благополучном будущем курорта, а потому неоднократно беспокоившей по этому вопросу вышестоящие инстанции, надеются на торжество здравого смысла и государственного интереса. Так мне прокомментировал ситуацию и. о. первого заместителя руководителя администрации КМВ Михаил Бондаренко.

«Обидно видеть, сказано в обращении к вице-премьеру российского правительства, полномочному представителю Президента РФ в СКФО Александру Хлопонину, как, вместо того чтобы обсуждать наболевшие темы, коих не счесть, Совет Федерации и Государственная Дума РФ вынуждены тратить драгоценное время на заслушивание разных диковинных, высосанных из пальца прожектов. Ведь есть введенный в 1988 году ГОСТ «Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые», действующий по сей день. Более двадцати лет он, обеспечивая контроль за качеством вод, стоит на страже здоровья наших граждан. Применение содержащихся в нем норм, разделяющих и классифицирующих воду по гидрохимическому типу (а не по названию деревенек, близ которых находятся скважины), позволило создать в России целую индустрию по розливу природных лечебных и столовых вод. Зачем ломать рациональную, научно обоснованную систему?».

Не забывать о перспективе

Указом президента 1992 года «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ» дано поручение федеральному правительству и краевой власти принять меры по регулированию прироста населения в курортном регионе. Поэтому в ряде муниципалитетов установлены запреты на освоение земельных участков для целей, не связанных непосредственно с курортным делом. Особенно это касается первой и второй охранных зон, от «здоровья» которых зависит состояние гидроминеральной базы КМВ. Однако, как показывает практика, означенный вектор развития курортов не совпадает с теми усилиями органов местного самоуправления, которые, несмотря на наложенные ограничения, прилагаются ими по освоению этих особых территорий. В итоге многие города КМВ развиваются в противоположном курортному направлении. Двойные стандарты действуют и здесь. Объекты застройки появляются там, где их не должно быть. То прямо на источнике строится частный пансионат, то вырубается вековая роща и на ее месте появляется развлекательное учреждение, то вместо парка возникают коттеджи. Об этом немало рассказывалось в СМИ, включая «Ставропольскую правду», так что не будем повторяться.

Увеличивается антропогенная нагрузка в связи с активными миграционными процессами. Население КМВ за последние годы приросло значительно, а инфраструктура подтягивается под возрастающие потребности медленно. Устаревшая система канализации, редеющие без надлежащей заботы леса тоже угрожают качеству минеральной воды.

- Необходима полная инвентаризация скважин, - считает заведующая сектором курортной экологии Пятигорского государственного НИИ курортологии федерального медико-биологического агентства Светлана Ляшенко. - Необходимо добиться выполнения действующего законодательства об охранных зонах, чтобы избежать раздачи стратегических для курортной отрасли земельных участков. Как бы ни ругали сегодня советскую власть, а решение, принятое в свое время о выносе промышленных предприятий за черту города, было правильным. Надо продолжать эту политику. И утилизация мусора на курорте должна быть безупречной. Существует целая сеть ведомств, в обязанности которых входит контроль экологической ситуации, но действия их плохо скоординированы.

Утрата контроля над ресурсным обеспечением федеральных курортов грозит реальными негативными последствиями. Под сомнение в этом случае будет поставлена приоритетность их использования для потребностей санаторно-курортного комплекса. И это при условии, что Стратегией развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод до 2020 года запланирована большая программа модернизации и строительства санаторно-курортных объектов, по итогам которой количество прибывших к нам на отдых и лечение вырастет до 1,5 - 2 миллионов человек. Поэтому думать о том, хватит ли на всех целебной воды и грязи, надо сегодня, и основательно, с прицелом на перспективу, принимая во внимание все факторы, влияющие на состояние бальнеологической базы. 

«Двойные стандарты для минеральной воды»
Газета «Ставропольская правда»
5 августа 2011 года