Крупные образования и города Ставрополья обеспечат символикой
Показательным в смысле разнообразия рассмотренных вопросов, отразивших сегодняшнее «геральдическое лицо» края. Вел дискуссию глава комиссии, заместитель председателя правительства СК Василий Балдицын.
Не всегда заметно, но весьма активно вот уже более десяти лет идут геральдические процессы в нашем крае. Одним из первооткрывателей их на современном этапе стал директор музея-заповедника Николай Охонько, собравший вокруг себя группу единомышленников.
Для справки: геральдикой сегодня называют историческую дисциплину, изучающую гербы и сопутствующую им символику. Она возникла в давние времена из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Само позднелатинское heraldica происходит от heraldus – глашатай. Сегодня в Российской Федерации существует учрежденный в 1993 году Геральдический совет при президенте. В Ставропольском крае одиннадцатый год работает утвержденная постановлением губернатора краевая геральдическая комиссия, занимающаяся предварительной экспертизой проектов официальных символов.
Как рассказал в начале заседания Н. Охонько, комиссия поставила перед собой задачу обеспечить прежде всего крупные образования и города края своей символикой. До 2005 года по законодательству районы, являясь административно-государственными образованиями, не имели такого права. А когда они это право получили, комиссия начала активно им содействовать в данном направлении. Наличие собственных герба и флага свидетельствует об определенной самостоятельности муниципального образования, несет в себе и идею самоуправления. Сегодня 16 районов Ставрополья из 26 уже имеют символику, причем 15 прошли через утверждение геральдической комиссией. Два – Андроповский и Предгорный – самостоятельно подготовили свою символику и пользуются ею без утверждения. Из остальных десяти районов в трех эта работа сейчас идет. Без символики остаются Изобильненский, Ипатовский, Кочубеевский, Курский, Минераловодский, Степновский, Туркменский районы. Их администрациям, по предложению В. Балдицына, решено направить письма с рекомендацией подключиться к геральдическому процессу.
На рассмотрение комиссии были представлены проекты герба и флага Арзгирского муниципального района.
- Рождались они непросто, – признается художник-геральдист Сергей Майоров. – Всегда считается удачей, если в разработке местных символов можно за что-то зацепиться – за историческую легенду, характерную местность или необычное название. В случае с Арзгиром трудно было «привязаться». В сотрудничестве с районной властью мы решили, что в гербе должны быть отражены основные природно-климатические особенности территории. Это один из самых засушливых на Ставрополье районов, с крайне ограниченными ресурсами. Благосостояние жителей достигается большим напряжением сил. Основными видами деятельности издавна были земледелие и овцеводство, о чем свидетельствуют и многочисленные археологические памятники. Символические образы этих главных отраслей выражены в изображениях колоса и стилизованных рогов барана, древнего символа плодородия. Эти образы усиливаются золотым полем в правой части щита, левая его половина – червленая, призвана олицетворять высокий накал мужества степного населения, проживающего в суровых условиях.
Некоторые возражения у членов геральдической комиссии вызвало символическое отражение овцеводства. Район, напомнила министр культуры СК Тамара Ивенская, был когда-то базовым для развития тонкорунного производства. От которого, как прозвучало в грустноватой шутке, «остались сегодня одни рога».
- И все же вариант кажется вполне удачным, адекватным, – заметила член комиссии профессор Ставропольского госуниверситета Клара Штайн. – Хорошо, что он построен на таком выразительном цветовом контрасте, это как раз в нем и привлекает: заложена энергичная динамика, улавливается ритмичность, и, что очень важно, герб лаконичен.
Именно лаконичность, кстати, традиционно считается одним из главных требований геральдики. Между тем, посетовал Н. Охонько, часто заказчик на местах хочет иметь герб как можно более насыщенным всевозможными деталями, кажущимися ему чрезвычайно нужными, а лаконичность и высокая эстетика геральдики не всегда находят понимание.
На промежуточной стадии находится в этом процессе Левокумский муниципальный район. Хотя уже имеет небольшую геральдическую историю. В сентябре 1999 года, когда районы еще не имели права на свою символику, здесь тем не менее был утвержден герб, использовавшийся до недавнего времени. Сегодня началась работа над новыми – законными – версиями, одна из которых и будет в конце концов утверждена. При одном условии – отмене первого «самодеятельного» герба…
Поначалу, как рассказал глава администрации района Николай Лысенко, объявили конкурс на лучший проект герба. Поступило много вариантов, рассмотренных специально созданной комиссией. Увидев немало нарушений, решили далее довериться профессиональному автору. Ему с левокумским проектом работать было полегче, поскольку в районе есть свои ярко выраженные признаки, такие как виноград и река Кума. Эти символы и видны на эскизах. Еще району повезло с красивой легендой о том, как князь Потемкин угощал Екатерину Великую вином из первого здесь выращенного винограда. Императрица попробовала и пришла в восхищение: «Да это прямо бургундское!». После чего на карте и появилось название Бургун-Маджары, а благодаря легенде – идея этакой «переклички» с французской Бургундией, из ее герба позаимствован образ геральдической лилии.
- Тем самым возникает выразительная межвековая и, даже можно сказать, межгосударственная связь, – полагает С. Майоров.
Вот так на левокумском щите и оказалась знаменитая французская лилия. Неожиданно? Как посмотреть: свое слово в развитии южно-российского виноградарства французские виноделы сказали еще 200 лет назад….
Виноградные лоза и гроздь вообще старейшие, укоренившиеся в геральдике символы, подчеркнул В. Балдицын, напомнив, что виноград традиционно связывают с плодородием, а лоза в Евангелии олицетворяет христианство – всю совокупность верующих, последователей Христа. В советское время виноградная гроздь присутствовала на гербах целого ряда республик – Грузии, Армении, Молдавии и Туркмении, а в дореволюционной России лоза считалась обязательным элементом гербов городов и областей, где было развито виноградарство. И на Ставрополье лоза есть в символике не одного района. Что касается Левокумья, то член комиссии протоиерей Михаил Моздор пожелал автору герба поработать с цветовой гаммой проекта.
На еще одной геральдической стадии – Благодарненский район. Здесь, рассказал глава района Игорь Ерохин, попробовали привлечь к разработке символики даже столичных художников, но, кажется, «слишком далеки они от народа», судя по предложенным ими проектам. Да и выявленные по итогам районного конкурса работы (главным образом школьные) пока еще явно далеки от идеала. К примеру, абсолютно не подходит здесь использование образа буйвола, которого вспомнили по ассоциации, естественно, с рекой Мокрая Буйвола. Ее название никакого отношения к этому животному не имеет, а восходит к созвучному тюркскому топониму, переиначенному русскими переселенцами… Голубь – фигура более близкая, поскольку известна даже благодарненская порода голубей. Пышный каравай, изображенный на других эскизах, навеян любопытным историческим преданием. Оно связано с названием района, и тут есть над чем творчески пофантазировать. В том числе и с еще одним символом – благословляющей десницей, присутствующей на другом варианте… Словом, благодарненцам придется какое-то время подождать официального рождения своего герба.
Завершилось заседание обсуждением ситуации с принятием символики города Минеральные Воды. Дело в том, что ровно год назад краевая геральдическая комиссия уже рассматривала минводские проекты, которые тогда представляла инициативная группа общественников, заручившаяся вроде бы одобрением местных властей. В основу того проекта закладывалась мысль о роли Минвод – крупнейшего транспортного узла на Северном Кавказе. Как теперь выяснилось, депутаты горсовета начали разработку своего варианта, хоть и оттолкнувшись от «общественного», но при этом фактически искажая геральдическое содержание, в нем заложенное. Получилась этакая сумбурная «народная геральдика», с сожалением констатировал Н. Охонько.
Что ж, нет худа без добра! Решение краевой комиссии на сей раз твердое и однозначное: впредь никаких «общественных» идей не рассматривать, работу вести только на официальной основе. Потому что недаром геральдика – дело государственное. Властям же Минеральных Вод направлено письмо с рекомендацией действовать в установленном законом порядке и в соответствии с требованиями «жанра». Никакая самодеятельность в геральдике неприемлема.
13 июля 2011 года