08:29, 6 мая 2011 года

Как работала полиция в Ставрополе в начале XX века

Издавна полиция на Руси являлась учреждением, на которое было возложено отправление чуть ли не всех функций государственного механизма, и охватывала она почти все отрасли общественной жизни. Недаром становая изба в деревне и полицейская часть в городе были для населения «всем». Здесь судили и рядили, разбирали всякого рода жалобы и тяжбы, опротестовывали векселя, взыскивали налоги и долги, отписывали и продавали имущество, сажали должников в «яму», приводили в исполнение приговоры помещиков о порке крестьян, сдавали народ по выбору помещика в рекруты, брили лбы, приводили в исполнение акты о продаже крестьян помещиками, производили по их требованию разные экзекуции (получившие в народе название «секуции»), разводили и сводили мужей с женами... «И многое другое, о чем писать неудобно», - заключает автор экскурса в прошлое дореформенной полиции. Такие неограниченные права порождали, увы, полный произвол, самоуправство, мздоимство (теперь мы бы сказали — коррупцию) и множество других зло-употреблений.

Судебная реформа 1864 года положила этому «многообразию» конец: круг деятельности полиции строго очертили законом. Надо сказать, в новых условиях она стала успешнее справляться со своей ролью, изменился к лучшему и ее личный состав (раньше нередко он пополнялся непорядочными людьми). Постепенно начал меняться и взгляд на полицию, уходило в прошлое сложившееся веками негативное мнение о ней населения.

В «Инструкции для городовых Ставропольской городской полиции 1885 года» читаем о том, что полномочия старшего городового полицейского управления заключаются в наблюдении за порядком, в обязанности рапортовать полицмейстеру ежедневно утром и вечером о всех замеченных беспорядках, слухах, народных собраниях, съездах, подготовке и проведении увеселительных мероприятий — обо всех, без исключения, происшествиях, как важных, так и неважных. Ставропольские городовые следили за движением по городу извозчиков, соблюдением правил торговли, задерживали и доставляли в полицейский участок всех нарушителей порядка — участников драк, сборищ, подозрительных личностей. Сюда же попадали нищие, просящие подаяния, и все не только «опьянелые до беспамятства, но и если они сильно шатаются».

Особо оговаривались правила ночного обхода города и употребление оружия — для самообороны от вооруженных нападений и невооруженных, если участвуЮт несколько лиц, для обороны граждан, при побеге арестованного с оговоркой «когда его невозможно настичь». Когда в городе происходили ярмарки (весенняя Троицкая и осенняя Ивановская) усиливался полицейский надзор. В связи с этим ярмарочный комитет отпускал полиции дополнительные средства: двум старшим полицейским чиновникам по 1 рублю, младшему — 75 копеек, полицейским нижним чинам — 15 копеек каждому в сутки, а на наем верховых казаков на 14 дней - 300 рублей.

Как следует из документов архива, Ставропольская полиция работала, не отступая от инструкции, и временами была на неплохом счету. Так, в 1913 году уже упоминавшийся журнал «Вестник полиции» (издавался в Петербурге) отметил отсутствие в Ставрополе за указанный год крупных краж со взломом. И в печати, и в документах описаны многочисленные случаи раскрытия преступлений, в том числе покушений на полицейских. В частности, в 1916 году в селе Солдато-Александровском был убит полицейский пристав Столпаков. Грамотная работа следствия завершилась успешным раскрытием преступления. В доме подозреваемого местного жителя Михаила Малофеева при обыске были обнаружены револьвер системы «Смит и Вессон» и патроны к нему. Вина Малофеева была доказана.

Претерпев множество реформ и изменений в структуре, только с XIX века полиция обрела черты законченного института - таково мнение обозревателей печатных изданий начала ХХ века.

Наверное, это мнение вряд ли может считаться окончательным и бесспорным, но вот одно из высказываний журналиста в защиту полиции того времени актуально и теперь: «Общество наше далеко не оказывает нашим блюстителям порядка даже того внимания и уважения, которыми они пользуются в западноевропейских государствах и которых они заслуживают по своей деятельности в отношении к нам. В самом деле, в то время когда мы отдыхаем и предаемся веселью в минуты радости в теплом и светлом помещении, чины полиции стоят на улице на страже нашего покоя в холод, вьюгу и во мраке ночи...».

В разные исторические моменты формировалось разное отношение населения к полиции, и всегда существовало убеждение, что она нуждается в периодическом реформировании и усовершенствовании. Но в том, что эта служба необходима государству и обществу, не усомнился никто.

Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ
««В холод, вьюгу и во мраке ночи...»»
Газета «Ставропольская правда»
6 мая 2011 года