Космос служит людям. Борис Грызлов
- Это колоссальное достижение отечественных ученых и инженеров, наших космонавтов. Да и всего народа – тоже. Страна, еще не оправившаяся тогда от последствий страшной войны, добившись такого прорыва, бесспорно, совершила подвиг. И я сомневаюсь, что его мог бы совершить другой народ. Наша страна это сделала.
Космос и сегодня остается для России одним из безусловных приоритетов. Мы занимаем здесь хорошие позиции. Достаточно сказать, что в 2010 году Россия совершила 31 космический запуск, заметно оторвавшись от всех конкурентов. Численность нашей орбитальной группировки составляет 114 аппаратов.
И мы продолжаем идти вперед. В нынешнем году федеральный бюджет направит на отечественные космические программы 115 млрд рублей – сумма более чем внушительная.
Важнейшая цель, которая стоит перед Россией в космическом секторе, – используя свои конкурентные преимущества, укрепиться на рынках соответствующих услуг.
По оценкам специалистов, к 2015 году доля России здесь может составить около 15 процентов. Это значит, что и страна в целом, и предприятия отрасли, их сотрудники будут иметь хороший источник дохода.
Но для всех нас не менее важно задуматься об использовании космических технологий для социально-экономического развития собственной страны. На практике – и во многих российских регионах такой опыт уже наработан – космические программы связаны с вполне «приземленными» проектами, дающими абсолютно осязаемый эффект.
Пожалуй, самый показательный пример связан с внедрением ГЛОНАСС.
Так, в субъектах Федерации, где такие системы начали устанавливать на муниципальный транспорт, экономия топлива достигала 25 процентов. Очевидно, что это дает ощутимое сокращение бюджетных расходов. Я уже не говорю про общественный транспорт, где снижение расходов на горюче-смазочные материалы позволяет сдерживать рост стоимости проезда.
Колоссальное значение имеет использование систем космической навигации для работы экстренных служб. Уже сейчас мы имеем множество примеров того, как эти системы помогают раскрывать преступления. А оснащение соответствующими приборами автомобилей позволяет на 30 процентов сократить время прибытия на место ДТП «скорой помощи». За этими цифрами – реально спасенные человеческие жизни.
Еще один интересный пример. Новейшие железнодорожные локомотивы, оснащенные системой ГЛОНАСС, способны в автоматическом режиме проходить семафоры. Это существенно повышает безопасность перевозок.
А, например, в геодезии применение спутниковой навигации сокращает затраты на выполнение кадастровых работ сразу в два раза.
Навигация – всего лишь один из показателей того, как космические технологии могут использоваться сегодня для решения реальных экономических и социальных задач. А ведь есть еще космическая связь, есть космический мониторинг, так называемое дистанционное зондирование – в прошлом году в рамках работы по контролю паводкоопасных участков было задействовано сразу 10 спутников.
Словом, космические технологии сегодня массово применяются в различных сферах. А их внедрение быстро окупается. Поэтому очень важно, чтобы и предприятия, и власти на местах научились их использовать, не боялись инвестировать в это направление, разрабатывали и внедряли соответствующие программы.
Наша страна открыла человечеству дорогу в космос. Мы должны не только гордиться этим. Мы должны научиться этим пользоваться сегодня.
12 апреля 2011 года