08:38, 18 февраля 2011 года

Выставка «Художественное наследие Василия Смирнова» открылась в Ставрополе

В 1860 году девятнадцатилетний Василий Смирнов поступил в Петербургскую императорскую академию художеств, где стал одним из лучших учеников. На выпускном экзамене ему был вручен аттестат «с тем, что Василий Смирнов имеет право получить академическое звание, соответственно доказанным успехам в искусстве». В 1873 году он приехал в Ставрополь и поселился на улице Александровской (ныне Дзержинского). Здесь он и творил.

Много лет художник посвятил педагогической деятельности – в учебных заведениях города он учил детей искусству рисования, живописи и лепки. О том, как создавалась выставка, гостям рассказал Николай Охонько, директор Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве. Сейчас, подчеркнул он, с уверенностью можно сказать, что вклад Смирнова в культуру Ставрополья бесценен. Используя в своей работе весь накопленный опыт, он помог раскрыться многим художникам края. Среди них был и основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров, который всегда называл себя «благодарным и признательным» учеником Смирнова.

На открытии выставки председатель правления Ставропольского отделения Союза художников России Сергей Паршин отметил бесценность творческого и педагогического наследия маэстро:

- Каждый рисунок мог стать большой работой мастера, даже по имеющимся эскизам начинающие художники и сейчас имеют возможность постичь азы мастерства.

С особым трепетом говорил о художнике и член совета старейшин при председателе Думы Ставропольского края Анзор Киргуев.

В художественном наследии В. Смирнова насчитывается более пятисот произведений: некоторые из них хранятся в фондах Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, Кисловодском мемориальном музее-заповеднике художника Н. Ярошенко. Около двухсот живописных полотен находятся в Ставропольском государственном музее-заповеднике Г. Прозрителева и Г. Праве. Предполагается, что в период оккупации Ставрополя какая-то часть работ была вывезена в Германию и бесследно утрачена…

Впервые работы мастера выставлялись в Ставрополе в 1977 году, тогда художественный мир В. Смирнова для горожан стал настоящим открытием. Нынешняя встреча, уже в XXI веке, позволяет вновь внимательно всмотреться в удивительно теплые по своему настроению рисунки, наброски, эскизы, этюды и маленькие портреты. Центральную часть экспозиции составили портретные работы Смирнова, к ним художник обратился в начале творческого пути. Его женские образы особенно удачны, каждое полотно наполнено чистотой, красотой, необычайной легкостью и любовью. Смирнов точно описывает черты своих героинь, приоткрывая необъяснимую загадочность женской натуры. При этом мастер очень чутко работал с цветовой гаммой, умел найти нужные оттенки. Таковы портреты женщин, написанные Смирновым еще в Петербурге, – «Портрет натурщицы художника К.Е. Маковского», «Портрет молодой женщины», «Дама с перчаткой». А вот «Итальянка», созданная художником в 1871 году: нежно-задумчивый, мягкий взгляд, чистота линий.

Василий Смирнов искусно пользовался приемами масляной живописи и пастели, карандашного рисунка и акварели, применял смешанную технику, тем самым добиваясь четкости линий и изящества форм, перенося на рисунок время, в котором жил и мыслил. Героями художника становились обычные люди, окружающие его в повседневной жизни, однако в творческом наследии В. Смирнова непременно нужно выделить одну, особенную, работу. В 1908 году исполнилось 90 лет со дня рождения русского классика И.С. Тургенева. В честь этого Василий Иванович написал необычайно выразительный портрет писателя.

У Василия Смирнова мы не увидим многофигурных сцен и композиций, его больше привлекали обыденные, простые житейские сюжеты, поэтому на выставке можно встретить небольшие работы, выполненные карандашом. С каким добрым юмором художник запечатлел зевающего мальчика на рисунке «Не выспался» – возможно, этот герой был его учеником и именно на уроке Василий Иванович «подсмотрел» эту сценку… Еще одна работа – «Мужчина с птицей» – никого не может оставить равнодушным. Главный герой, лежа на траве, печально смотрит на птицу, умирающую в руках. И совершенно особым чувством наполнены пейзажи художника – любовь к родному краю можно проследить в небольших работах, выполненных в карандаше: вот «Ставрополь» 1888 года, неподалеку «Пятигорск» 1881 года…

Даже многие десятилетия спустя работы мастера, его необыкновенный мир трогают ум и сердце неравнодушного, внимательного человека.

«Мир любви и красоты»
Газета «Ставропольская правда»
18 февраля 2011 года