07:19, 8 октября 2010 года

В семье Коваленко 8 детей, 17 внуков и двое правнуков

В конце 50-х годов Василий ехал из Ставрополя и помог молоденькой попутчице донести чемодан - она прибыла в село по распределению работать фельдшером. Мать увидела их с чемоданами и решила, что сын привез невесту. Однако она опередила события.

Через полгода Василий заболел, и новая фельдшерица Женя стала его земным ангелом-хранителем. Еще полтора года они обменивались робкими взглядами и дружескими рукопожатиями, а однажды, гуляя по парку, Василий пожаловался своей спутнице: мол, соринка в глаз попала. Женя, как истинный медработник, немедленно бросилась исполнять профессиональный долг, однако при обследовании никаких инородных предметов в глазу не обнаружила. А парень осмелел:

- Ты – моя соринка, и я просто не могу без тебя жить!

Вот таким было объяснение в любви, логическим продолжением которого стала свадьба. Она была скромной, без всяких деликатесов, а подарками были мыло – чтоб оставались друг другу милы, денежки медные – чтобы не были они бедные, а также отрез ситца, полотенце, несколько ягнят и поросенок.

Десять лет жили молодые вместе с родителями, а потом задумали строить свой дом: семейство росло, каждые два года появлялся на свет малыш, все любимые, все желанные. При этом Евгения Прохоровна еще и работала, в декретных отпусках была недолго. Говорит, что дети сами растили и воспитывали друг друга – под руководством бабушки, матери Василия.

Подросли – и по хозяйству стали помогать. Всем своим детям Коваленко привили привычку к труду, благодаря которой они теперь не боятся ни безработицы, ни мировых финансовых кризисов. Прокормить себя и семью всегда можно, если руки-ноги целы – таково их средство от хандры.

Двоих-троих детей можно вырастить играючи, считают Коваленко-старшие. Ведь они же смогли выжить - когда за столом собиралось их больше десятка, когда ведро борща на один присест требовалось, а стирка-глажка за полночь длилась.

Первым предметом роскоши стал в доме холодильник – он помог сэкономить немало времени на кухне и прослужил верой-правдой 34 года без единого ремонта. Второй роскошью для многодетной семьи стал мотоцикл «Восход», почти что добитый прежними хозяевами. Василий купил его за 25 - тех - рублей, и тут же, около чужого двора, он с мальчишками полдня его ремонтировали. Отец не просто крутил гайки, а давал важный урок – руки не должны бояться никакой работы. Этот мотоцикл очень выручил их в хозяйственных вопросах, транспортное средство посерьезнее купить было сложно - тогда был дефицит всего. Правда, как передовики и многодетные родители Коваленко теоретически имели право внеочередного приобретения машины, но на практике не помогло даже письменное обращение к космонавту В. Терешковой. В общем, третья роскошь - почти новая «семерка» - появилась в доме всего восемь лет назад.

Впрочем, на жизнь Коваленко не жалуются: самое главное - все дети живы и здоровы, каждый получил образование: есть в семье зоотехники, механики, учителя, один из сыновей директором школы работает. Интересно, что все до единого живут в первом браке, не было случаев развода и среди родственников Василия Владимировича и Евгении Прохоровны – а они тоже выросли в многодетных семьях. «Соринки» в глаза тоже, видно, навсегда попали. Четверо из Коваленко живут в Дербетовке, неподалеку от родителей – отсюда и великое множество детской обуви у крылечка.

А сколько гостей было в доме этим летом - вообще не счесть, особенно в августе, когда супруги отмечали золотую свадьбу! Поздравляло их районное руководство, приходили коллеги по прежней работе - коллектив детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Директор Вера Василенко, кстати, самобытная сельская певица, исполняла для юбиляров свои песни. Вместе вспоминали, как работали, отдыхали, какая серьезная была самодеятельность в их коллективе - часто первые места в крае занимали. Вспомнить было что: раньше в интернате жили взрослые больные люди с нарушениями психики. К медицинским работникам отношение у них не всегда теплое, но Евгении Прохоровне удавалось ладить даже с самыми буйными - лаской да уговорами. Правда, после очередного нападения больного на одну из медсестер она чуть было не уволилась. Директор уговорила - осталась, да так сорок лет и отработала. Василий Владимирович - 38, он здесь трудился водителем.

Теперь в доме-интернате работают сын и две невестки Коваленко. Песня и сейчас помогает жить: дед с бабушкой под лирические напевы да веселые частушки воспитывают младших внуков: рыжее солнышко Женя, которой нет еще и двух лет, охотно танцует и даже поет, а когда подрастет, бабушка-тезка обязательно научит ее играть на своей гитаре.

««Соринка» в глаз попала»
Газета «Ставропольская правда»
8 октября 2010 года