09:13, 2 октября 2010 года

Ставропольские льготники отказываются от отечественных лекарств

Как отметил председательствующий И. Ульянченко, анализ обращений граждан в парламент региона и депутатские приемные показывает, что каждое пятое из них – это жалоба на некачественное обеспечение необходимыми лекарствами и цены на них, просто неподъемные для многих людей. Более того, необходимость оперативно оценить имеющиеся проблемы и найти пути их решения обусловлена изменениями в федеральном законодательстве, согласно которым все полномочия по надзору за оборотом лекарственных средств возлагаются на регионы. На заседание комитета были приглашены представители всех заинтересованных ведомств как краевого, так и федерального масштаба, а также руководители лечебных учреждений и аптечных сетей.

Замминистра здравоохранения края О. Дроздецкая отметила, что примерно четверть пунктов отпуска лекарств на Ставрополье находится в муниципальной собственности, причем подавляющее большинство таких аптек функционирует в сельской местности. Казалось бы, их вполне достаточно, чтобы составить конкуренцию частным аптекам, но цены одинаковы практически везде. Дело в том, что муниципальным аптекам приходится проводить конкурсные отборы поставщиков лекарств, а это достаточно дорогостоящие процедуры, потому многие такие предприятия, особенно в небольших населенных пунктах, балансируют на грани рентабельности.

- Было принято решение реструктурировать муниципальную аптечную сеть, присоединив убыточные и мелкие предприятия к крупным, – пояснила О. Дроздецкая. – Теперь число конкурсов для выбора поставщиков сократится, что существенно снизит затраты, а следовательно, повысит конкурентоспособность муниципальных аптек.

Кроме того, новый закон дает право муниципальным аптекам участвовать в торгах на электронных площадках, что также должно удешевить для них себестоимость лекарств. Все это, а также ежемесячные мониторинги цен в частных аптеках, по мнению краевого минздрава, уже принесли результаты: цены на лекарства в течение последних месяцев снизились в среднем на 3,7%.

Между тем проблемы остаются. Так, 234 населенных пункта края вообще не имеют ни одного аптечного пункта. Хотя подвижки в этом вопросе тоже есть: федеральные и краевые программы позволяют до конца года в 195 «обделенных» населенных пунктах организовать аптеки. Также будет расширена сеть точек продажи лекарств при фельдшерских пунктах и поликлиниках.

Что же касается льготного обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий населения, то тут минздрав нередко сталкивается с отказами льготников от натуральных льгот в пользу денежных компенсаций. Причины две – несвоевременное обеспечение лекарствами и неинформированность граждан о действиях властей по импортозамещению препаратов отечественными аналогами.

- Люди хотят получать разрекламированные препараты, в то время как российские аналоги ничуть не хуже, а по некоторым позициям даже превосходят импортные, – посетовала О. Дроздецкая. – Более того, иногда ту же реакцию приходится наблюдать и среди руководителей лечебных учреждений, получающих бюджетные деньги для закупки лекарств и расходных материалов.

Как доложили на заседании представители медицинских страховых компаний, их не зависимые друг от друга мониторинги выявили серьезную проблему, связанную со своевременным освоением средств в стационарах. В некоторых больницах пациенты получают лекарств лишь на 35-50% от той суммы, которую им гарантировало государство через фонд обязательного медицинского страхования. Хотя бюджетные деньги на эти цели поступают в полном объеме.

- Я считаю, такие действия следует квалифицировать как преступную халатность, – оценил ситуацию И. Ульянченко. – Будем работать над выработкой мер для повышения ответственности руководителей, которые не могут распорядиться выделенными средствами.

«Пилюля для чиновника»
Газета «Ставропольская правда»
2 октября 2010 года