13:40, 15 сентября 2010 года

Борьба с курением в России: успехи и поражения

Плоды «табачного чуда»

Журналисты участвовали в обсуждении федерального законопроекта об ограничении курения табака. Любопытно, что обсуждение инициировала одна из четырех крупных зарубежных табачных компаний, работающих в России.

Если государство начинает борьбу с табакокурением, имидж – все. В открытую против антиникотинового законодательства никто не выступит. Кроме того, несмотря на то, что готовящиеся законодательные меры грозят некоторым падением спроса на сигареты, больших убытков производители не ждут. Участвуя в дискуссии, представители табачников обращают внимание главным образом на законные права курящих людей, которые нельзя не учитывать. Курильщики имеют право на свой выбор. С этим трудно спорить. Как бы велико ни было желание власти спасти нацию от вредной зависимости, разом отлучить заядлого курильщика от никотина нереально.

А вот на заре рыночных отношений в нашей стране международные табачные корпорации, можно сказать, делали что хотели. В 1994 году, как известно, было принято постановление правительства о создании совместных предприятий с крупными зарубежными компаниями. В тот период табачные корпорации стали вытеснять из Америки, европейских стран, где намного раньше нашего начали поход за здоровый образ жизни. Именно в России табачники увидели тогда поистине ненасытный рынок. Разрешено было практически все: безудержная, ничем не контролируемая реклама на улицах, в СМИ, низкие акцизы. В результате за последние 10 лет потребление табачной продукции выросло почти вдвое. Сегодня мы пожинаем плоды экономического «табачного чуда».

Кому выгодно

Первый закон об ограничении табакокурения в новой России был принят в 2001 году. И практически ситуацию не изменил. Конечно, тех, кто продает сигареты несовершеннолетним, иногда наказывают. Но вот, пожалуй, и все. Предлагаемый законопроект призван исправить недочеты первого, быть универсальнее и работоспособнее. И тем не менее без критики не обходится.

Например, много нареканий вызывает пункт о запрете продажи табака небольшими магазинчиками (площадью менее 50 квадратных метров), киосками. Выигрывают крупные супермаркеты, торговые сети. А представители малого бизнеса неизбежно пострадают. Удивляет предпринимателей и такое абсурдное, на их взгляд, требование: сигареты могут быть выставлены на витрине, отстоящей от кассы на 10 метров. Этот параметр сложно соблюсти, если даже магазин соответствует первому требованию – по размеру площади.

Неудивительно, что представители малого бизнеса, приглашенные на семинар, в один голос заявили: законопроект лоббируют крупные торговые сети. Как говорится, хочешь знать, кто виноват, ищи - кому выгодно. А сетям, которые заберут часть выручки мелких магазинчиков, предлагаемые ограничения будут на руку. Хотя от недостатка покупателей они и сегодня не страдают.

Но есть и социальная составляющая в этой многоголосице. Как быть с требованиями закона в сельской местности, где нет сетей и крупных магазинов тоже? Где там будут покупать сигареты? Безусловно, недоработанного, недодуманного в законопроекте достаточно.

Аргумент международного значения

Несовершенства закона отчасти можно объяснить спешкой наших законодателей. Тому виной аргумент международного значения. Россия, безусловно, претендует состоять в когорте цивилизованных стран. А там уже давно начали бороться с курением. Уже 167 стран присоединились к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ).

Еще в 1995 году 48-я ассамблея ВОЗ приняла идею глобальной антитабачной конвенции и поручила своему генеральному директору изучить вопрос. Но дело сдвинулось не сразу. Не так-то это оказалось просто, даже там. Однако занявшая через несколько лет пост руководителя ВОЗ Гру Харлем Брунтланд проявила наконец должное рвение и энтузиазм. И в мае 2003 года окончательный текст Рамочной конвенции по борьбе против табака был принят. Россия присоединилась к РКБТ не в первых рядах, но зато прошла процедуру в рекордно короткие сроки – к 3 июня 2008 года. Теперь в соответствии с подписанным в рамках конвенции договором предстоит работа по приведению собственного законодательства в соответствие с положениями конвенции. Вот и занялись.

Перевод с английского

Перевод с английского полного названия РКБТ получился не вполне корректным. В нашем варианте появилось слово «борьба» вместо «контроля», как в оригинале.

Уже понятно, что начавшаяся антиникотиновая кампания не может быть однолинейной, предполагает не механическое регулирование проблемы, а приложение интеллектуальных усилий, такта и предвидения последствий. Следует до конца сознавать реальную опасность распространения и пропаганды табакокурения, учитывая, что в нашей стране сегодня табак употребляет 40 процентов населения. Российская Федерация на четвертом месте в мире по увлечению этим зельем. Кроме того, именно в нашей стране один из самых высоких показателей негативного воздействия табака на некурящих. Сказываются недостаток специально отведенных мест для курения и лояльное отношение к проблеме в самом обществе. Нужно учитывать и низкую стоимость табака. Попробуйте в Европе купить за такие же деньги пачку сигарет.

Если ориентироваться на мировой опыт, то в большей степени решению проблемы могут способствовать ценовые и налоговые меры. На втором месте защита населения от воздействия табачного дыма, проще говоря, ограничение курения табака или даже полного запрета в общественных местах – ресторанах, больницах и т. д. В этом же ряду запрет на рекламу никотиносодержащих товаров, просвещение населения. Жесткие запретительные меры могут быть неэффективными, вызывать резкое отторжение. Важнее те, которые построены на принципе замещения: увлекся человек спортом или нашел другое хобби для души - и вот у него пропадает желание закурить сигарету.

Выступившие перед журналистами представители производителей табака, малого бизнеса в один голос говорили, что готовы бороться за сбережение нации. Вопрос, как это будет выглядеть на практике. Закон еще не утвержден. И надо учитывать, что есть силы, противодействующие его принятию. В чем пресса подозревает, кстати говоря, в первую очередь производителей табака. Не в восторге от предлагаемых ограничений и рестораторы, и владельцы отелей, и продавцы сигарет. Копий будет сломано еще немало. Необъявленная война между государственными властями и многомиллионной армией курильщиков продолжается. И конца ей пока не видно, в том числе и в продвинутой Европе. Даже среди представителей СМИ при обсуждении не было полного единства. Сошлись в одном: проблема есть, и надо думать, как ее взять под контроль.

* * *

Как у них

В Эстонии, Италии, Сингапуре и Мальте для курения необходимо иметь закрытые помещения с серьезной встроенной вентиляцией или специальные (очень дорогие) курилки. Но у владельцев питейных заведений свои интересы – они ищут обходные пути. Так, владельцы бара «Кот на рыбалке» (Бретань) просто элегантно выгоняют курильщиков на улицу, снабжая их яркими жилетками с логотипом заведения. Владелец отеля «Святой Бонифаций» (Канада) арендовал списанный школьный автобус, который припарковал на заднем дворе, шепнув об этом курильщикам. Идею подхватили и в других странах. Во Франции обустраивают и обогревают веранды, ведь на улицах пока курить можно. Немецкий способ куда как экономней. В стене заведений прорезают несколько отверстий, куда можно высунуть руку с сигаретой и голову. В Италии проще. Зарегистрируйте свой ресторан как улицу - и все. Сегодня у каждой страны свои ноу-хау борьбы с курением. Или как закон обойти?

«Необъявленная война»
Газета «Ставропольская правда»
17 сентября 2010 года