18:20, 28 июня 2010 года

Алексей Селюков - единственная достойная кандидатура на пост омбудсмена Ставрополья

Как и предполагалось, неожиданностей не произошло: и жители региона, к которым в середине весны губернатор В. Гаевский обратился с предложением рекомендовать ему конкретные кандидатуры на эту должность, и краевые власти склонились к единому мнению. Неужели выбор был настолько безальтернативен, хотя назывались и многие другие претенденты? С этого вопроса мы начали разговор с депутатом комитета Госдумы СК по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Романом САВИЧЕВЫМ.

- Не хочется сыпать абсолютными утверждениями. Но на мой взгляд, Алексей Иванович Селюков являлся единственной достойной кандидатурой на пост омбудсмена в крае. И знаю, точно так же считают многие мои коллеги по парламенту, и очевидное свидетельство чему – итоги голосования на минувшем заседании ГДСК.

Понятно, что губернатор Валерий Гаевский при принятии решения о внесении кандидатуры Алексея Селюкова на рассмотрение Госдумы края, а депутаты – при голосовании - учитывали не только профессионализм и опыт этого человека, но и очень высокую эффективность его работы, активную жизненную позицию и принципиальность.

Должность омбудсмена появилась на Ставрополье восемь лет назад, и все это время ее занимал Алексей Иванович Селюков. Не секрет, он, в общем-то, и добился создания в крае этого важного правозащитного института. Соответствовать такому профессионалу, как он, любому его преемнику однозначно было бы непросто. Согласитесь, все это время институт уполномоченного по правам человека в крае пользовался непререкаемым авторитетом и во властных кругах, и у простого населения.

- Да уж, эта тема поднимается на заседаниях краевого парламента в этом году не впервые. Так, в мае Госдума СК приняла несколько поправок в Закон «Об уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае». Роман Валерьевич, уточните, какие требования сейчас предъявляются к омбудсмену в крае и сняты ли ограничения, ранее препятствовавшие очередному назначению на этот пост Алексея Селюкова.

- Сразу хочу сказать, краевой закон ни в коем случае «не перекраивался» под конкретного человека. Просто масштабное обсуждение кандидатур в омбудсмены побудило ряд краевых депутатов оперативно изучить и обобщить опыт российских регионов, где работают подобные институты. Кроме того, предпосылки тому давала и общероссийская практика. Как известно, она складывается так, что ключевые должностные лица у нас в регионах наделены пятилетним сроком полномочий. И логично, что уполномоченный по правам человека не должен быть исключением. В итоге депутаты единогласно проголосовали за увеличение с четырех до пяти лет одного срока пребывания в этой должности. Кроме того, сняты существовавшие ранее ограничения по предельному количеству назначений уполномоченным одного человека.

Между тем в законе остался ряд формальных требований, которым обязательно должен соответствовать претендент: старше 30 лет, имеющий познания и опыт работы в области права. Хотя каждый понимает, что пост уполномоченного по правам человека должен занимать не столько законник, сколько по-настоящему порядочный и совестливый человек, способный отстоять свое мнение. Речь-то идет о человеческих судьбах, глубоких личных трагедиях. Так что одним знанием буквы закона здесь обойтись просто нельзя. Эту работу, скорее, нужно называть миссией.

- Лично вы могли бы представить на посту омбудсмена Ставрополья кого-то из других претендентов на эту должность, чьи фамилии назывались в средствах массовой информации и обсуждались на интернет-ресурсах?

- Однозначно, нет. Да, среди кандидатов есть достойные люди, чей профессионализм нельзя умалять. Но тем не менее вряд ли кто-то справлялся бы с нагрузкой лучше, чем Алексей Иванович. Все знают, он не был ангажирован властями и прочими структурами, всегда защищал именно права граждан, а не играл в политику. Он не боится спорить с властью, бизнесом, судами и силовиками и опирается в этих диалогах лишь на закон и Декларацию прав человека.

Как итог - впечатляющая статистика по итогам каждого года. Ведь лично А. Селюкову и квалифицированному коллективу удавалось не раз добиваться по обращениям жителей края не только ремонта квартир и дорог, выплаты зарплаты или пособий, получения гражданства и исполнения судебных решений. Часто спасалась свобода многих незаконно задержанных – арестованных или уже даже осужденных. Людям, по сути, возвращалось желание жить и радоваться жизни. Таких примеров в практике уполномоченного по правам человека в крае очень много. И это дорогого стоит!

На мой взгляд, важно отметить, что Алексей Иванович немало времени и усилий тратил на деятельность по правовому воспитанию и просвещению населения региона, формированию у людей современной правозащитной культуры. За восемь лет была проведена громадная работа в этом направлении: это и консультации, которые сотрудники аппарата ежедневно давали посетителям по тем или иным вопросам, и сотни конференций, круглых столов, лекций, организованных работниками аппарата. Все это находило отражение в региональных СМИ. И можно сказать, институт уполномоченного по правам человека ныне работает в крае на высшем уровне.

- Судя по разговору, вы подробно знакомились с результатами его деятельности перед голосованием на думском заседании...

- Нет, все вышесказанное отнюдь не итог подготовки к вопросам по повестке заседания. С Алексеем Ивановичем мы неоднократно сотрудничали в профессиональном плане. К слову, познакомился я с ним еще в пору своего студенчества, он был председателем государственной экзаменационной комиссии в Ставропольском филиале Московской государственной юридической академии, где я получал юридическое образование. Тогда по задаваемым студентам вопросам мне стало ясно: Алексей Иванович не только юрист высшего пилотажа, но и одаренный человек.

А после жизнь еще не раз сводила нас, когда А. Селюков занимал руководящие должности в прокуратуре края. И хочу отметить, каждый раз по моим обращениям Алексей Иванович принимал взвешенные эффективные решения строго в рамках законодательства. А сколько раз за его помощью обращались клиенты возглавляемого мною юридического агентства «СРВ»! Я пока не знаю ни одного случая, когда А. Селюков «отфутболил» кого-то или формально отписался.

Все эти важные принципы работы в органах прокуратуры он сохранил и на посту уполномоченного по правам человека. И омбудсмен на Ставрополье никогда не был, как в некоторых других регионах, декоративным элементом сложившегося правового поля. Он стал по-настоящему действующим боеспособным звеном, главной целью которого всегда оставалась защита интересов граждан. И в этом не последнюю роль играют четкая личная позиция и гражданское мужество Алексея Ивановича.

А в важности существования аппарата уполномоченного по правам человека в современных реалиях сомневаться не приходится. Органы власти и коммерческие структуры найдут пути разрешения самых сложных конфликтов. А вот у скольких людей нет сил в одиночку бороться против произвола! И здесь каждая локальная победа в сфере нарушенных прав граждан сама по себе приобретает огромную ценность и для конкретного человека и его семьи, и для общества в целом.

Проблем-то, к сожалению, меньше не становится. На повестке дня остаются жалобы, связанные с предоставлением социального жилья, выделением земли, несправедливым осуждением, неисполнением судебных решений. Остро стоят вопросы защиты жилищных, потребительских и пенсионных прав граждан, порой непросто решаются проблемы сирот и детей. А сколько нарушений в коммунальной и трудовой плоскостях и т.д. Все их решить, конечно, невозможно. Но и не обращать внимания на них нельзя.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Такая работа называется миссией»
Газета «Ставропольская правда»
29 июня 2010 года