Юрий Васильев – председатель комитета Госдумы России по бюджету и налогам

– Итак, судя по последним статистическим данным, экономика вышла на положительные темпы роста. Это можно назвать реальным поводом для оптимизма?

– Если вспомнить предыдущий год, то он начался с катастрофических ожиданий не виданного по глубине экономического кризиса, включая финансовый коллапс. В предельно короткие сроки правительством и ЦБ России были созданы новые инструменты в области денежно-кредитной политики, поддержания ликвидности, стимулирования спроса и создания рабочих мест.

Основные показатели состояния экономики России свидетельствуют о том, что в настоящее время восстанавливается экономическая активность, улучшается ситуация в финансовом секторе, и это дает право на сдержанный оптимизм.

Он подтверждается фактами. Так, если в первом полугодии 2009 года снижение ВВП к соответствующему периоду предыдущего года составило 10,4 процента, то по итогам года значение этого показателя сократилось до 7,9 процента. В течение прошлого года существенно замедлялось падение промышленного производства. Наметились позитивные тенденции также в грузообороте, транспорте и сельском хозяйстве. При этом оживление экономики сопровождается резким замедлением инфляции.

– Одним из самых уязвимых мест экономики в кризис стала финансовая система. Как она работает сегодня?

– В рамках антикризисной программы в 2009 году на капитализацию банков за счет федерального бюджета и Фонда национального благосостояния было направлено более одного триллиона рублей. Дополнительным источником пополнения ликвидности банковского сектора являлись операции по размещению временно свободных средств федерального бюджета на депозитах кредитных организаций. Общий объем этих финансов в 2009 году составил 687 млрд. рублей. Эти меры и позволили сохранить финансовую систему. А она в свою очередь удержала на плаву работающие предприятия. Несмотря на их сложное положение, большинство кредитов пролонгированы, рефинансированы, их объем не уменьшился. Ключевую роль в этом сыграли, конечно, государственные банки.

Но необходимо отметить, что порядок предоставления таких огромных средств банковскому и реальному секторам экономики предусматривает возврат этих денег в бюджет с процентами.

В бюджете на 2010 год на поддержку банковского сектора зарезервировано еще 100 млрд. рублей. Они будут использованы в критической ситуации, поскольку сложности и в мировой, и в российской экономиках сохраняются.

– Налицо определенная тенденция в антикризисных расходах. Все деньги, направленные в экономику, непосредственно связаны с качеством жизни людей, с решением социальных вопросов. Это и кредиты на приобретение авто, и льготные тарифы для перевозки учащейся молодежи на железнодорожном транспорте, и т. д. Социальная составляющая по-прежнему остается доминирующей, несмотря на финансовые трудности?

– Российский антикризисный бюджет оказался одним из самых социально ориентированных в мире. И главная социальная проблема, которую намерен решать бюджет, – это борьба с безработицей. Общая численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2009 год составила 2,1 млн. человек, или 2,8% экономически активного населения. В рамках реализации региональных программ в сфере занятости создано более полутора миллиона временных рабочих мест. 232 тысячи работников прошли опережающую профессиональную подготовку, а также переподготовку и повышение квалификации; организована стажировка 125 тысяч человек. Оказывается материальная поддержка предпринимательским инициативам, практикуется мера мобильного поиска работы, то есть организованный выезд бригад специалистов в регионы, где нужны рабочие руки. В этом плане оказана адресная финансовая поддержка более 13 тысячам граждан, переехавшим для работы постоянного или временного характера в другую местность. В целом на содействие занятости населения в 2009 году из федерального бюджета выделено 121,2 млрд. рублей.

Другая приоритетная социальная задача – это поддержка пенсионеров и работающих бюджетников. Трудовая пенсия индексировалась в прошлом году три раза. С 1 января 2010 года также существенно повышен уровень пенсионного обеспечения граждан. Введен новый вид адресной соцпомощи – доплата к пенсии для неработающих пенсионеров, для того чтобы материальное обеспечение каждого из них было не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.

Кроме того, социальные пособия и выплаты, проиндексированные в прошлом году на 13%, в этом возрастут на 10%, что выше сложившегося уровня инфляции.

Несмотря на бесспорные положительные тенденции оживления экономики, беспокойство вызывает низкий уровень конкурентоспособности большинства ее производственных секторов. И особенно тревожит отсутствие на рынке собственных длинных денег для проведения модернизации. Вот почему вопросы модернизации и диверсификации экономики являются приоритетными направлениями антикризисных действий правительства России в 2010 году. Речь идет прежде всего о стимулировании инновационной и инвестиционной активности.

– И какие меры будут действенны в этом направлении?

– Для обеспечения антикризисной модернизации необходимо в первую очередь повысить эффективность бюджетных расходов. Решение этой комплексной проблемы должно осуществляться по следующим направлениям: выделение приоритетных расходов вместо их быстрого масштабного наращивания в период экономического подъема и их секвестрирования в период кризиса; совершенствование бюджетного процесса и обеспечение его непрерывности. То есть расходы бюджета должны направляться на оплату выполненных работ или оказанных услуг, а не привязываться к формальным рамкам календарного года. Назрела также и реформа бюджетных учреждений и необходимость совершенствования системы госзакупок.

– В контексте повышения эффективности бюджетной политики нельзя обойти вниманием и проблему налогов. Какие наиболее важные тенденции в рамках антикризисной политики вы бы здесь выделили?

– Мы ориентируемся на дальнейшее снижение налогов и на усиление их стимулирующей роли в целях поддержки инвестиционной и инновационной активности, а также повышения уровня жизни граждан.

Одной из важнейших новаций по либерализации российского налогового и уголовного законодательства является принятие в конце прошлого года закона, позволяющего исправить существовавший до недавнего времени в сфере налоговых правоотношений перекос в сторону уголовной репрессии. Угроза привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности рассматривалась едва ли не как одно из наиболее эффективных средств «воздействия» государства. И российский законодатель принял норму о том, что лицо, впервые привлекаемое к уголовной ответственности за совершение налогового преступления, освобождается от данной ответственности, если оно полностью возместило причиненный ущерб, уплатило соответствующие штрафы и пени. При этом увеличен предел суммы недоимки по налогам и сборам.

Другой важной законодательной новеллой является введение с 1 января заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, при котором решение о возмещении должно приниматься сразу же после подачи налогоплательщиком налоговой декларации. В ходе последующей проверки налоговый орган проверяет наличие оснований для возмещения налога и в случае их отсутствия взыскивает с налогоплательщика полученные им суммы возмещения вместе с пенями и штрафами. Введение такого порядка позволяет предотвратить замораживание оборотных средств организаций на достаточно длительный период проверки.

В качестве одной из важнейших законодательных мер, планируемых на ближайшую перспективу, мы рассматриваем принятие внесенного российским правительством законопроекта, регламентирующего механизм контроля над ценами в целях налогообложения.

До завершения весенней сессии мы также предполагаем принять законопроекты, предусматривающие создание благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности и поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций. Данные законопроекты в скором времени будут внесены в Госдуму правительством РФ.

Социальная доминанта / Газета «Ставропольская правда» / 30 марта 2010 г.