00:00, 27 марта 2010 года

Что такое Великая Отечественная война в истории моей семьи

Из письма фронтового друга: «Здравствуй, дорогой мой партизан и подпольщик Владимир Ефимович! Недавно я побывал на родине – Кировоградчине, где мы с тобой воевали и партизанили. И там я узнал, что ты жив. Все эти годы я думал, что ты погиб, как сообщил мне наш связной после освобождения военнопленных из лагеря. Но ты жив! Как это замечательно. Я счастлив, что снова нашел тебя...»

А потом они встретились в госпитале инвалидов Великой Отечественной, где лечился Владимир Ефимович. И долго сжимали друг друга в объятиях бывший командир диверсионного отряда Степан Алексеевич Дьяченко и бывший командир подрывной группы Владимир Ефимович Кауфман. До войны они не были знакомы. А потом ЦК ЛКСМ Белоруссии и разведотдел 11–й армии направили в глубокий тыл к немцам диверсионно–разведывательный отряд, который вел местный житель лейтенант С. Дьяченко. Отряд должен был парализовать работу трех крупных железнодорожных узлов: Александрия – Корыстовка – Пятихатка.

Из воспоминаний Владимира Ефимовича: «Память ведет меня на берег реки Ингул, к месту последнего боя нашей диверсионной группы. В ноябре 1942 года мы вывели из строя очень нужный врагу мост. Стояла удивительно ясная погода, а нам нужна была метель, иначе к мосту не подобраться – немцы берегли его как зеницу ока. Мы незаметно пробрались к мосту, стали выжидать. Кончились продукты, махорка... И вот на десятые сутки запуржило – теперь немцы и носа не показывали. Все шло как по маслу. Уже запалили бикфордов шнур – и... небольшая искорка выдала нас. Повисли в воздухе осветительные ракеты, обрушился шквальный пулеметный огонь». При отходе от моста были убиты трое партизан. С. Дьяченко и В. Пикулик прикрывали отход группы. Владимир с этого задания не вернулся: «Последнее, что помню, это ослепительно яркое пламя взрыва, и дальше пустота...»

Впоследствии были организованы поиски его трупа. Но безуспешно. Отряд продолжал действовать дальше, вплоть до соединения с регулярными частями Советской армии. А что же произошло с Владимиром Пикуликом? Вот как он об этом вспоминал: «После взрыва моста я был подобран нашими женщинами, которых фашисты согнали из ближайших деревень на разборку завалов. Трудно предположить, почему немцы меня не нашли: то ли белый маскхалат спас, то ли снегом завалило. И две простые советские женщины, рискуя жизнью, сумели укрыть меня от немцев и доставить на ближайший хутор, где я пришел в сознание лишь через несколько суток. Затем более полутора месяцев они помогали мне восстанавливать силы. Спасая и укрывая офицера–партизана, женщины и их семьи постоянно находились в смертельной опасности. Поэтому я попросил их ночью переправить меня на полевой стан, чтобы в случае, если меня схватят, мог сказать, что сам приполз туда. Так и сделали».

Но, видно, суждено было Владимиру Ефимовичу до конца испить горькую чашу. Местный полицай выследил раненого и выдал его немцам. Ужасы пыток в фашистском гестапо общеизвестны. Поэтому когда Пикулика на рассвете вывели на расстрел, он даже рад был, что наконец–то избавится от мучений. 15 марта 1943 года его расстреляли. Однако и на этот раз смерть лишь обдала его своим пороховым дыханием и прошла мимо. Фашисты разрешили закопать «труп» местным жителям. Но партизан был жив. И его снова спасли, выходили. Однако при очередной облаве его арестовали немцы. После этого был лагерь для военнопленных в городе Владимир–Волынский. Там продержали недолго. Однажды военнопленных погрузили в эшелон и куда–то повезли. В первую же ночь больным, изможденным людям удалось сорвать пол в вагоне. Падали прямо на рельсы на полном ходу... Владимир уходил шестым.

Спустя три месяца он перешел линию фронта. Закончил войну командиром взвода разведки на Втором Украинском фронте. Отмечен правительственными наградами. В 1946 году демобилизован по состоянию здоровья.

Стареют и уходят из жизни наши ветераны. И нельзя перед ними не преклоняться. Не было семьи, через которую не прошла бы война.

* * *

Эта публикация пришла на официальный сайт «СП» www.stapravda.ru.

Вера ЮСЬКОВА
««Счастлив, что нашел тебя»»
Газета «Ставропольская правда»
27 марта 2010 года