00:00, 26 марта 2010 года

Памятник трактористам отстояли и отремонтировали на Ставрополье

Весной 2008 года я писал, что у села Заветного Кочубеевского района есть памятник «Трактористам, проложившим первую борозду на селе, товарищам: М. Д. Байбараку, Н. С. Шевченко, П. С. Санько, Г. Е. Дзюбе». Этот памятник оказался под угрозой сноса, поскольку стоял на территории, на которой местный предприниматель Саркис Даниелян решил построить стационарную газозаправочную станцию. Заручившись почти всеми подписями и согласованиями в различных инстанциях, бизнесмен начал строительство, и монумент с «железным конем» мог кануть в Лету. За сохранение памятника и против строительства АЗС выступил только глава администрации Заветненского сельсовета Игорь Меда. Коллизии этой истории подробно описаны в статье «Четыре тракториста и заправка». Добавлю только, что после выхода публикации в «Ставропольской правде» на нее незамедлительно отреагировали компетентные структуры. Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия направило заказчику строительных работ предписание не производить хозяйственную деятельность вблизи памятника. Администрация Кочубеевского муниципального района согласилась, что произведенные застройщиком работы рядом с памятником поставили его под угрозу сноса. Чтобы исправить ситуацию и навсегда обезопасить памятник трактористам, районная власть выделила в бессрочное пользование сельсовету села Заветного 800 квадратных метров земли. В общем, совместными усилиями газеты и общественности памятник отстояли. И в адрес редакции пришло благодарственное письмо от внучки одного из трактористов Г. Дзюбы ­ Л. Горяниновой:

«Хочу от имени всех наших многочисленных родственников выразить огромную благодарность и низкий поклон, что встали на защиту памятника нашего любимого дедушки и прадедушки. Во время войны нашего дедушку Гаврилу люди выбрали завхозом по хранению зерна, и у него была бронь, но он отказался от должности, оставил жену и четверых детей и ушел на фронт. Он погиб в концлагере в Крыму. Мы не знаем точного названия лагеря и не имеем возможности поклониться его праху. Поэтому мы рассматриваем этот монумент как дань уважения к его ратному и трудовому подвигу».

Письмо подписали 28 человек, а односельчане вышли из «исторической спячки» и собственными силами отремонтировали памятник и облагородили территорию. Казалось, что история про первых трактористов в Кочубеевском районе счастливо завершилась и можно поставить точку. Однако недавно в моем кабинете раздался телефонный звонок из Киева. Сын одного из легендарных трактористов Павла Санько ­ Виктор Павлович благодарил редакцию газеты, отстоявшую памятник. Поскольку в краеведческой литературе не освещен трудовой подвиг трактористов из села Заветного, то мы попросили украинских коллег из газеты «2000» взять интервью у Виктора Павловича. Они охотно согласились и даже подготовили про трудовых героев Ставрополья целый газетный разворот.

Вот что пишет корреспондент «2000» Роман Барашев: «Сын ставропольского тракториста Виктор Павлович Санько принес в редакцию несколько уникальных фотографий. Я рассматриваю, а он вспоминает:

­ Батя у нас был душа­человек, балагур, весельчак! Компания без него ­ мертвое дело. На бубне играл. Был порядочный семьянин, труженик и заядлый охотник. На перепелку ездил на поля. А когда поля убирали, то на буряки ­ на буряках была самая удачная охота: перепелка уже вес набрала, крылышками машет, а все туловище внизу, и с трех­четырех метров полузарядочками ­ бух­бух!

На самой старой пожелтевшей фотографии ­ дюжий молодой человек сидит на крыле легендарного американского трактора «Фордзон», к которому подсоединена сенокосилка, и крестьяне позируют на фоне снопов. Идет уборочная страда, предположительно, 1929 года.

­ Наша фамилия украинская, но, когда мои предки переселились в те края, не знаю. Знаю, что дед был обычным крестьянином, растил троих детей, и мой отец трудился на земле с юных лет. Я тоже никогда от работы не бегал. Трактором управлял, будучи еще школьником. До армии получил специальность «тракторист широкого профиля и водитель третьего класса», а после службы поехал жить в Киев, устроился в автобусный парк и проработал там 47 лет ­ всю жизнь.

На следующей фотографии, датированной 1 мая 1937 г., запечатлен коллектив автоколонны № 13 «Азчертранса», и Павел Савельевич занимает центральное положение, лежа в первом ряду. Водители снялись на фоне грузовиков.

­ Из этого периода отцовской работы по снабжению предприятий и населения мне запомнилось, как в 1940­м он привез из командировки настоящий голландский сыр. Вкуснее этого сыра я в жизни ничего не ел.

Павел Савельевич и Надежда Васильевна Санько воспитывали четырех детей ­ двух мальчиков и двух девочек. И вот семейный снимок, сделанный за день до войны, где видно, каким богатырем­красавцем был первый тракторист Ставрополья. А вот еще одна фотография­пятиминутка, сделанная перед отправкой на фронт: П. Санько на голову выше призывников... Похоронка пришла спустя полгода.

­ Мне было 6 лет, младшей сестренке 4 года. Я хорошо помню тот кошмар ­ как убивалась мать. Как делила кусок хлеба на четверых детей. Как, ради того чтобы поставить нас на ноги, рвала жилы. И это не метафора. Однажды после погрузки в колхозе ее привезли в больницу без сознания, а с ног сочилась кровь. Еле спасли. Вырастила прекрасных детей, сестры получили высшее образование в Московском пищевом и Харьковском политехническом институтах. От тяжелой работы мама умерла в возрасте 52 лет.

У Виктора Павловича двое детей: сын и дочь. На пенсию уходить не хотел, но пришлось: не смог получить медицинское разрешение на вождение общественного транспорта. Воспитывает четырех внуков. Раньше они вместе с женой регулярно наведывались к родственникам на Ставрополье и обязательно приходили поклониться памятнику трактористам, воспринимая его как отцовскую могилу. После развала Союза ездить на родину стало слишком накладно, но в 2008­м решились.

­ Сын настоял ­ мы его, кстати, в честь деда Павлом назвали. Все время повторял: отец, когда мы съездим к деду? И повод представился: 70­летний юбилей моей старшей сестры Валентины, которая живет в Невинномысске, ­ в тех же краях, где и село Заветное. Подъехали к памятнику. Мне сыну стыдно было в глаза смотреть. При Советах памятник был всегда выкрашен, ухожен. Стояли ограда, лавочки. Теперь ни ограды, ни лавочек. Заправка, киоски, вокруг поломанные деревянные заборы, свалка... Вздохнули, помянули, возложили цветы, налили стаканчик. Потом навестили родственников, а назад возвращались ­ ни цветов, ни стаканчика. Грустно, конечно, что так меняется отношение людей к героям прошлого.

­ Я крайне негативно отношусь к появившейся в Украине тенденции уничтожения памятников советской эпохи, ­ подытожил свои воспоминания Виктор Павлович Санько. ­ Простит ли нам история, если мы начнем предавать забвению имена наших родителей, которые за наше будущее, будущее детей и внуков жизни отдали? Которые трудились на износ, не покладая рук? Давайте еще снесем памятники героям Великой Отечественной ­ кивая на то, что не все так было, как писали советские учебники. Давайте скажем, что индустриализация Украине была не нужна. Скажем: не работает сегодня ХТЗ, и ладно ­ обходятся же сельчане, умудряются чем­то землю пахать. Нет, дорогие, мы так далеко зайдем. Как говорится, ломать ­ не строить. И общественность следует настраивать не на «праведное» разрушение, а на созидание»...

*****

Что добавить к словам пенсионера и ветерана труда, который и в Украине не забывает о своей Родине и чтит память о тех, кто своей самоотверженной работой, как сейчас говорится, «развивал экономический потенциал страны». Проблема уважительного отношения к нашему порой противоречивому, но славному и героическому прошлому актуальна и для Ставрополья. У нас же столько памятников героям Великой Отечественной войны, особенно в колхозах, стоят заброшенными и необихоженными. А ведь всего­то надо убрать мусор, выполоть сорняки, подправить и покрасить оградку...

P.S. Уважаемые читатели, если у вас в селе, поселке или городе стоит заброшенный памятник солдатам Великой Отечественной войны или ветеранам труда, то сообщите об этом в редакцию. Всем миром мы приведем его в порядок, чтобы не было стыдно перед нашими предками.

«С чего начинается Родина?»
Газета «Ставропольская правда»
26 марта 2010 года