Рояли, на которых играли Рахманинов и Прокофьев есть в Кисловодске
В небольшом, но уютном концертном зале музея в стеклянных витринах самые разные старинные инструменты. И только изумительный белый рояль стоит отдельно, привлекая особое внимание посетителей. Несколько раз в неделю в зале собираются посетители: слепые и слабовидящие учащиеся школы №18 и Кисловодского медицинского колледжа, подопечные центра соцзащиты, местные меломаны, отдыхающие со всех концов страны. Вот кто–то из пианистов открывает крышку рояля и с благоговением ставит пальцы на клавиши из слоновой кости, которых, возможно, касались великие мастера.
Немецкая фирма Блютнера первый рояль изготовила в 1854 году. Через два десятилетия она уже считалась одной из лучших в Европе. Юлиус Блютнер поставлял рояли ко дворам императора России Николая II, английской королевы Виктории, германского императора Вильгельма II, саксонского короля Георга и даже турецкого султана Абдул–Хамида II. По сохранившемуся на деке номеру кисловодского рояля научные сотрудники музея определили, он изготовлен примерно в 1914 году. Считается, лучшему на Юге России концертному залу весьма дорогой рояль подарил крупнейший поставщик музыкальных инструментов Юлиус Циммерман. Правда, с условием: каждый музыкант, открывая крышку рояля, должен был объявлять, что это – дар Циммермана.
– Поскольку белый «Блютнер» был лучшим роялем в Курзале, на нем, вероятно, играли бывавшие в Кисловодске Рихтер, Гилельс, Прокофьев, Шостакович, Рахманинов, Скрябин и Сафонов, – говорит главный хранитель фондов музея Государственной филармонии на Кавминводах Лилия Федотова.
Одно время белый рояль оказался в забвении, и на нем уже почти поставили крест. Но, к счастью, нашлись люди, убежденные, что старинный инструмент еще послужит людям. «Блютнер» отреставрировали, и он стал украшением Госфилармонии.
В соседнем «сафоновском» зале музея царствует больших размеров концертный рояль фирмы Якоба Беккера – официального поставщика двора Его Величества Императора Всероссийского. Первое, что бросается в глаза, – хрустальная крышка. Сквозь нее неискушенный посетитель, вроде меня, с восторгом разглядывает бесчисленные колки и струны огромного инструмента, медную надпись с «ятями». И только из рассказа экскурсовода становится ясно: главное достоинство рояля вовсе не хрусталь, а резонансная дека, изготовленная из столетних горных елей. Древесные волокна направлены по длине рояля. Такая конструкция деки требует много очень дорогого и редкого материала, а потому встречается редко.
Документальных свидетельств, как этот рояль оказался в Кисловодске, не сохранилось. Но есть версия, которую хранители музея считают весьма правдоподобной. Мол, у выдающегося пропагандиста классической музыки графа Александра Шереметьева на Кислых Водах была дача. Со своими артистами Александр Дмитриевич давал общедоступные концерты не только в Санкт–Петербурге, но и во многих городах России, а также и в Кисловодске. Вот и привез он на дачу концертный рояль. Но грянула революция, граф эмигрировал во Францию, а рояль, вероятно, экспроприировали и передали в один из санаториев. Увы, там о ценности инструмента не догадывались. И лишь спустя более полувека рояль обнаружили в подвале санатория имени Орджоникидзе. Увы, в бедственном состоянии. Администрация Госфилармонии его купила, отреставрировала. И теперь, почти каждый из гастролирующих пианистов пробегает пальцами по клавишам выдающегося инструмента.
12 февраля 2010 года