00:00, 15 января 2010 года

Новый многополярный мир. Экономический кризис и СНГ

Часть VI.

Между ЕС и Китаем

Обширное евроазиатское пространство между Западной Германией и Японией, которое до начала девяностых занимали социалистические страны, объединенные в Совет экономической взаимопомощи, распалось в течение нескольких лет на 22 независимых государства. В последующие годы восемь из них вошли в состав Европейского союза, 12 – образовали Содружество Независимых Государств и два, Монголия и Вьетнам, азиатские члены СЭВ, оказались вне блоков.

СНГ в отличие от ЕС не было истинно добровольным объединением. Внезапный политический переворот, осуществленный Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем в урочище Вискули Беловежской Пущи 7–8 декабря 1991 года, не обеспечивал возможностей для постепенной и осторожной дезинтеграции экономической и военной инфраструктуры СССР. На всей территории упраздненного Советского Союза сохранялась также единая денежная система. Реально печатать банкноты и чеканить монеты могла лишь Россия. Все другие члены образованного вскоре СНГ наделялись лишь правом эмиссии «безналичных рублей», необходимых для бесперебойной работы их предприятий и оплаты поставок из остальных стран Содружества. Эти «безналичные рубли» через торговлю, зарплаты и пенсии быстро превращались в наличные деньги. Эмиссия безналичных рублей, которую осуществляли 12 независимых правительств, быстро вышла из–под контроля, создав гиперинфляцию. В 1993 году Российская Федерация провела денежную реформу и обмен банкнот, ограничив ее собственной территорией. Вскоре неизбежно стали появляться и национальные валюты, белорусские рубли – «зайчики», драмы в Армении, манаты в Азербайджане...

Национальные валюты серьезно усложняли финансовые расчеты между предприятиями разных стран СНГ, вынуждая их нередко к бартерным сделкам. Судьбу общих денег разделили вскоре и единые вооруженные силы. Поспешная ваучерная приватизация промышленных предприятий в России разрушила многие прежние общесоюзные производственные связи, остановив тысячи предприятий. Между отдельными странами СНГ стали появляться таможенные барьеры, пограничные проверки, визовые ограничения, а иногда и торговые эмбарго. Эти разрушительные процессы ослабляли всех членов Содружества, хотя и в разной степени. По данным статистических ежегодников СНГ, валовой внутренний продукт в 1999 году по сравнению с 1990 годом снизился в Таджикистане до 38%, в Молдове – до 41%, в Украине – до 44,7%, в Российской Федерации – до 64,4%. В значительной степени сохранили свой производственный потенциал Беларусь (84,8%) и Узбекистан (95,2%), в которых не проводилась принудительная приватизация промышленных предприятий и декретное разрушение сложившихся отношений в городской и сельской экономике. В течение именно этого десятилетия в остальном мире вокруг СНГ стремительно развивался процесс экономической глобализации, основные преимущества от которого получили Индия и Китай. ВВП этих азиатских гигантов увеличились соответственно на 60% и 240%, достигнув в Китае в 1999 году триллиона долларов. Экономики Европейского союза и США также росли, но более скромными темпами.

СНГ деградировало не только экономически, но и политически, связи между его членами начинали слабеть. Азербайджан постепенно входил в сферу влияния Турции. Их объединял не только общий язык, но и новый нефтепровод, построенный по инициативе British Petroleum. Молдова тяготела к единению с Румынией. Грузия стремилась стать союзницей и клиентом США, отправив воевать в Ирак несколько своих батальонов. Российские военные базы, расположенные в Грузии, были ликвидированы. Киргизия и Узбекистан разрешили создание американских военных баз на своих территориях. Украина и Грузия объявили о намерении вступить в НАТО. Реальное ядро СНГ, как наследника СССР, к 2007 году составляли лишь три страны: Беларусь, Казахстан и Россия. В Беларуси и Казахстане не было собственной предсоветской государственности, и они сохранили равноправный статус русского языка. Казахстан, имевший огромную территорию и тысячекилометровую границу с Китаем, старался защититься и от возможной в будущем китайской ассимиляции. Судьба соседних уйгурских районов Китая была поучительным примером.

Таможенный союз

Мировой экономический кризис отразился на всех странах СНГ, хотя и по разным причинам. Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, имевшие, как и Россия, главные доходы бюджета от экспорта нефти и природного газа, лишились осенью и зимой 2008 – 2009 годов значительных сумм экспортных пошлин и налогов. Мировые цены на нефть, упавшие между августом и декабрем 2008 года с пика в $140 за баррель до $36, начали, однако, подниматься с апреля 2009–го, достигнув к концу года $75–80. Этот рост цен на нефть был связан не столько с восстановлением экономик в Европе и США, сколько c созданием импортерами больших запасов нефти в нефтехранилищах и в нефтеналивных судах. Строительство новых нефтехранилищ и газохранилищ стало приоритетом для многих стран.

Таджикистан, самая бедная республика Средней Азии с населением почти 7 миллионов, в наибольшей степени пострадал от падения мирового спроса на алюминий, который был главным для этой страны экспортным продуктом. Таджикистан не имеет залежей бокситов, но очень богат гидроэнергетическими ресурсами своих горных рек. Поэтому еще в советский период выплавка алюминия из привозного сырья стала приоритетной отраслью промышленности. Основные расходы при производстве алюминия приходятся, как известно, на электроэнергию. Нурекская ГЭС, построенная на реке Вакш еще в 70–е годы, давала 2700 мегаватт электроэнергии. Здесь планировался каскад из 8 ГЭС, одна из которых, Рогунская, строительство которой уже было начато, имела бы еще более высокую 345–метровую плотину и мощность в 3000 мегаватт, равноценную мощности Ингалинской АЭС в Литве. Недавно правительство Таджикистана решило завершить это строительство, финансируя его продажей акций собственному населению. Падение экспорта алюминия будет в перспективе компенсировано экспортом электроэнергии в соседние страны. Почти половину бюджета Таджикистана обеспечивали денежные переводы от таджикских рабочих на разных стройках в России и Казахстане. Президент Рахмон давно просил Россию увеличить квоту рабочих–таджиков с 600 тысяч до 800 тысяч. Однако этому проекту помешал кризис, остановивший многие строительные проекты. Больше половины таджикских рабочих–мигрантов вернулись в 2009 году домой. По некоторым данным, Таджикистан испытывает серьезные проблемы в снабжении населения продовольствием и обратился за помощью к другим странам.

Узбекистан, наиболее развитая и самая большая по населению страна Средней Азии (27 миллионов), также испытывает значительные трудности из–за снижения экспортных доходов за хлопок, нефть и металлы. США и ЕС бойкотируют покупку узбекского хлопка, мотивируя это использованием детского труда на плантациях. Однако уран и золото, цены на которые быстро росли именно в период кризиса и которые узбеки добывают в больших объемах ( 90–95 тонн золота в год ), обеспечили баланс бюджета и некоторый рост экономики не только в 2008–м, но и в 2009 году. Главные проблемы Узбекистана вызваны недостатком продовольствия при быстром росте населения и дефицитом воды для орошаемого земледелия. Строительство высоких плотин в горных речных ущельях Кыргызстана и Таджикистана, связанное с созданием крупных водохранилищ, уменьшало баланс воды в оросительных системах в пустынях Узбекистана. Этот конфликт интересов стал предметом жалоб узбекского правительства в комиссии СНГ и международные организации и угроз прекращения транзита электроэнергии из Киргизии в Туркменистан. Однако оросительные системы хлопковых плантаций Узбекистана крайне несовершенны и расходуют слишком много воды. Они давно требуют реконструкции. Именно оросительные системы Узбекистана практически погубили Аральское море, четвертое по площади озеро в мире, в прошлом богатое рыбой. В результате появилась новая пустыня Аралкум, отравленная пестицидами и химическими удобрениями, смывавшимися с примитивно орошаемых полей.

Казахстан, который наиболее сильно экологически страдает от разноса солей и ядохимикатов Аралкума, построил к 2005 году Кокаральскую плотину, которая возрождает северную часть Аральского моря ( Малое море) от высыхания. Уровень воды здесь поднялся, и стало возможным рыбное хозяйство.

Еще в 2000 году Россия, Казахстан и Беларусь совместно с четырьмя среднеазиатскими республиками создали внутри СНГ «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС), планируя развивать его в направлении дальнейшей интеграции. В начале 2009 года Россия выделила в фонд ЕврАзЭС миллиард долларов на антикризисные меры в основном для Средней Азии. В 2007 году был разработан проект реорганизации ЕврАзЭС в более тесно интегрированный «Таможенный союз» по типу ЕС, создав на всей его территории свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Предполагались унификация таможенных тарифов и ликвидация разных проверок на границах. Этот проект требовал подготовки множества документов, так как он делил СНГ на две группы стран с разным уровнем интеграции. Ожидалось, что окончательный договор будет заключен в 2011 году. Экономический кризис ускорил разработку и принятие решений. К середине 2009 года лишь три страны, Россия, Казахстан и Беларусь, были полностью готовы к объединению. 27 ноября 2009 года президенты Медведев, Назарбаев и Лукашенко подписали в Минске договор о Таможенном союзе, который вступил в силу с 1 января 2010 года.

Таможенный союз особенно выгоден для Беларуси, которая является наиболее индустриально развитым членом нового объединения. Таджикистан и Кыргызстан уже подали заявки на вступление в Таможенный союз. Узбекистан, напротив, объявил о выходе из ЕврАзЭС и ориентируется на кооперацию с Южной Кореей, построившей в Ташкенте автомобильный завод, и с Китаем. На встречу лидеров в Минске 27 ноября прилетел и президент Армении Серж Саркисян, которому предоставили статус наблюдателя. Президент Азербайджана Ильхам Алиев также выразил интерес к Таможенному союзу. 24 ноября 2009 года Алиев прилетел в Ульяновск, чтобы вместе с президентом России провести торжественную церемонию открытия нового автомобильного моста через Волгу. Этот мост длиной в 13 км обеспечит значительное ускорение товарооборота между европейской и азиатской частями России. Поводом для приезда Ильхама Алиева оказалось то, что решение о строительстве этого моста подписывал в начале 80–х годов его отец Гейдар Алиев, бывший тогда первым заместителем председателя Совета Министров СССР. Ильхам Алиев встретился и с представителями азербайджанской диаспоры на родине Ленина. Как оказалось, в Ульяновске проживают более 30 тысяч азербайджанцев, около 5% всего населения города. Баку явно не старался, подобно Тбилиси, забыть свое российское и советское прошлое. Более того, объединение в Таможенном союзе могло бы помочь Армении и Азербайджану в решении все еще острой проблемы Нагорного Карабаха.

Принципиально важным был, естественно, вопрос – каково отношение Украины к Таможенному союзу? Больше всего вступления этой страны в союз опасались в Польше, усматривая в этом что–то вроде возрождения Российской империи. Украинские лидеры пока воздерживались от каких–либо заявлений, которые неизбежно скажутся на исходе предстоящих в Украине президентских выборов, назначенных на 17 января 2010 года.

Подготовка к этой кампании привела к повышенной активности Вашингтона. Збигнев Бжезинский, профессор по истории коммунизма и бывший помощник президента Картера по проблемам национальной безопасности, стал, несмотря на почтенный возраст (82 года), советником президента Барака Обамы по проблемам Восточной Европы.

В США понимают, что Таможенный союз может дать Украине реальный шанс для спасения экономики, разваливавшейся в результате кризиса и бездарного руководства страной. Но это – путь к сближению с Россией и краху «оранжевой» революции, что политическими кругами США, мягко говоря, не приветствуется. Российские лидеры проявляют сдержанность в своих комментариях относительно украинских политических реалий. А вот президент Беларуси Александр Лукашенко открыто рекомендовал Украине присоединиться к Таможенному союзу. «Главное для нас – Украина, – заявил он в беседе с журналистами, – и я уверен, что без нас, без братьев, они, украинцы, не обойдутся».

Украинский выбор

Украина пострадала от экономического кризиса значительно сильнее, чем остальные страны СНГ, и единственная среди них обратилась к МВФ за срочной финансовой помощью. Фонд выделил $16,5 миллиарда, выдаваемых несколькими траншами.

Первый транш в $4 миллиарда был потрачен в конце 2008 года на стабилизацию украинской гривны, которая быстро обесценивалась. Американский доллар обменивался в начале 2008 года на 5 гривен, а в конце – уже на 8. Ни в одной из стран Европы, кроме Исландии, испытавшей дефолт, не было такого уровня девальвации национальной валюты. Производство к концу года упало в Украине на 16%. Население Украины на старте независимости в 1992 году составляло 52,2 миллиона. К концу 2008–го оно снизилось до 46,2 миллиона. В 2009 году экономическое положение в Украине продолжало ухудшаться. Дефицит бюджета нарастал, экспорт снижался, и уровень безработицы приближался к 9%. По расчетам британского журнала Economist, ВВП Украины в 2009 году мог уменьшиться на 17%. В сентябре 2009 г. Мировой банк предоставил Украине срочный заем в $400 миллионов, чтобы предотвратить возможный дефолт по долгам Газпрому. Часть средств, полученных от МВФ, была направлена на покрытие дефицита бюджета, то есть на потребление. МВФ предоставил Украине значительно более либеральные условия по расходованию заемных средств на рост зарплат и пенсий, чем те, которые тот же фонд ставил Венгрии и Латвии, фактически попавших под «внешнее управление». Эту неожиданную щедрость некоторые комментаторы объясняют грядущими выборами и желанием Запада предотвратить поражение кандидатов «оранжевой» коалиции.

30 сентября 2009 г. президент США Барак Обама сменил посла в Украине. Вместо Уильяма Тейлора, находившегося в Киеве с 2006 года, новым послом был назначен Джон Теффт, наиболее опытный дипломат именно для «горячих точек». Перед переездом в Киев он был послом в Грузии. В прошлом Теффт работал в Госдепартаменте США в отделах СССР, а затем СНГ и в 1996–1999 годах был главой одного из отделов посольства США в Москве. Экономическое положение в Украине особенно ухудшилось в ноябре – декабре 2009–го. Неизбежные в предвыборной конкуренции популистские решения требовали денег. По последним сообщениям информационных агентств, президент Ющенко планирует лететь в Вашингтон для получения нового займа в $2 миллиарда. Однако реальности экономического кризиса делают выбор Украины непредсказуемым, независимо от исхода январского голосования. Не исключено, что именно кризис поможет лидерам и народу Украины принять экономически обоснованные и рациональные решения.

Москва — Лондон. Специально для «СП».

Рой МЕДВЕДЕВ. Жорес МЕДВЕДЕВ