00:00, 6 января 2010 года

К ректору ­ за разрешением... жениться?

На очередном заседании Совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края обсуждался вопрос о мерах, принимаемых органами исполнительной власти по реализации законодательства в сфере защиты прав и законных интересов семьи и детей. В нем принял участие и выступил с сообщением ректор Ставропольского государственного университета, доктор социологических наук профессор Владимир Шаповалов, познакомивший участников заседания с информационно­аналитическими материалами, подготовленными группой ученых университета. Сегодня он ­ гость «Ставропольской правды».

­ Владимир Александрович, ваше выступление на этом совещании вызвало большой резонанс. Представленные вами разработки ученых СГУ еще раз наглядно показали, насколько полезен диалог власти и науки: у вашего университета уже сложился солидный авторитет серьезной научной лаборатории, способной аргументированно отвечать на самые насущные запросы.

­ Мы действительно стремимся сочетать фундаментальную науку с оперативными задачами времени, причем ­ в органичной связи с жизнью нашего региона. Было о чем сказать нам и по теме, затронутой краевым Совбезом. С нашей точки зрения, краевое законодательство в полной мере отражает федеральные законы, что позволяет исполнительной власти реализовывать предусмотренные в этих документах меры по социальной поддержке семьи и детей.

По целому ряду проблемных вопросов нами были подготовлены и внесены предложения, которые частично нашли отражение в проекте решения Совета. Это содержательные поправки к статьям отдельных законов. Как, например, в случае с поправкой к Закону «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», где мы предлагаем расширить практику создания молодежных палат, которые могли бы инициировать постановку вопросов по проблемам молодых семей, а в некоторых случаях подсказать оригинальные способы их решения.

Кроме того, нами предложены целые законопроекты, над которыми уже не один год работали наши ученые­юристы. Например, «О дополнительных гарантиях прав матерей и отцов одиночек», «О школьных попечительских советах в Ставропольском крае», «Об организации санаторно­курортного лечения и каникулярного отдыха детей дошкольного и школьного возраста в Ставропольском крае».

Пойдут ли такие законы, созрела ли для них ситуация? Это должны определить законодатели. Но в настоящее время, как нам представляется, было бы интересно и полезно как разработчикам, так и законодателям проведение презентации таких законопроектов в профильных комитетах Государственной Думы Ставропольского края.

­ В своем выступлении на заседании Совбеза вы остановились на некоторых проблемах студенческой семьи.

­ Сразу же хочу отметить, что отдельного закона ни о молодой семье в целом, ни о студенческой на федеральном уровне нет. Правовые, материальные, экономические основы таких семей регулируются общим семейным законодательством.

Есть один хороший подзаконный акт ­ Концепция государственной политики в отношении молодой семьи, утвержденная в 2007 году министром образования и науки России. Именно этот документ и является основой для выработки Ученым советом университета Комплексного плана по поддержке студенческой семьи и других наших мероприятий.

Значительную часть российских семей, как известно, составляют молодые семьи, в которых возраст супругов не превышает 30 лет и воспитываются один и больше детей. Таких семей в России более шести миллионов. В Ставропольском крае в 2008 году было заключено 16 тысяч браков молодыми людьми в возрасте до 30 лет.

­ А каковы «особые приметы» студенческого семейного союза, в чем вообще его специфика?

­ По официальной статистике, средний возраст вступления в брак ­ 22 года для женщины и 24 ­ для мужчины. В студенческой семье этот возрастной порог значительно ниже. В целом студенческий возрастной период, с позиций физиологической и психологической готовности личности, считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения детей. И в абсолютно большей части студенческих семей супруги подтверждают этот вывод тем, что сохраняют на всю жизнь любовь и уважение друг к другу.

Вместе с тем совершенно очевидно и другое. Это, во­первых, трудности, связанные с тем, что оба супруга еще не имеют достаточного общественного статуса и одновременно получают образование. Во­вторых: занятость обоих супругов в течение всего дня, а с учетом самоподготовки ­ до 9­10 часов вечера. Отсюда, может быть, больше, чем в других семьях, возникают проблемы в распределении домашних обязанностей, особенно если в семье есть дети. Так, например, если в студенческих семьях, пока не имеющих детей, 81% молодых мужей и 67% юных жен удовлетворены распределением хозяйственно­бытовых обязанностей, то в семьях, где появляется ребенок, удовлетворенность справедливостью распределения таких обязаностей значительно снижается, на десять и более пунктов: 72% и 56% соответственно.

В­третьх, студенческие семьи находятся в более сложном материальном положении. У них скромный бюджет и, как правило, нет своего жилья. В­четвертых, повышенная общительность, присущая молодым людям, в том числе и вступившим в брак, их участие в массовых молодежных мероприятиях, взаимодействие с большим числом сверстников зачастую приводят к усилению конкуренции «второй половины», мужу или жене, и как следствие ­ к дополнительным психологическим перегрузкам и претензиям друг к другу. В­пятых, студенты­супруги в каждом втором случае оторваны от родителей. С одной стороны, самостоятельное ведение семейных дел ­ это благо, когда у ребят все получается. С другой стороны, это невозможность получения в нужное время дельного совета от имеющих жизненный опыт родителей, свое­временной материальной поддержки, что также осложняет проблемы молодой семьи.

Отечественные статистики считают, что у лиц до 20­летнего возраста вероятность развода вдвое выше, чем у тех, кто старше. А в эту статистику формально попадают и студенческие семьи...

­ Очевидно, за названными цифрами и выводами вы, как ректор, видите своих реальных семейных студентов со всеми их, несомненно, хорошо знакомыми вам заботами...

­ Ректорат совместно с Союзом студентов университета и студенческим профкомом как раз и строит свою работу с учетом всего этого «букета» особенностей студенческой семьи. Сегодня в вузе 255 семейных студентов. В 93 семьях воспитываются дети. Семей, в которых оба супруга являются студентами университета, ­ 27, в пяти есть дети. Как видите, семейные ­ абсолютно малая часть студентов. Однако, сразу оговорюсь: работаем мы не только с ними. Ведь воспитание в духе сохранения и укрепления семейных ценностей имеет пролонгированный характер. Кто­то уже создал семью, кто­то создаст ее потом, когда уйдет из университета, став специалистом. Мы формируем у всех студентов культуру семейных отношений. И видим в этом особый смысл и значение.

- Владимир Александрович, насколько мне известно, в вузе действует специальная Программа поддержки студенческой семьи. В чем ее суть?

­ Она предусматривает несколько направлений. Первое: социальная защита. Все семейные студенты обеспечены комнатами в общежитии, проживают компактно, на отдельных этажах. Как требует законодательство, в общежитиях оборудованы специальные места для хранения детских колясок, прачечные, сушки для белья. Замужние и женатые студенты получают социальную стипендию. Мы помогаем в устройстве в детские сады малышей, родители которых являются студентами.

Семейным студентам оказывается регулярная материальная поддержка. Уже стали традиционными встречи ректора с этими ребятами: раз в семестр этим семьям вручаются премии ­ по пять тысяч рублей каждому супругу, если пока нет детей, и по десять тысяч рублей (то есть 20 тысяч рублей на семью), если в семье есть ребенок.

Кстати, на одной из таких встреч с молодыми семьями в прошлом году они обозначили такую серьезную тему: уход молодых мам в декрет, порождающий ряд проблем. Прежде всего, отставание студентки­мамы от своего курса, от мужа, с которым, как правило, обучаются вместе, потеря стипендии. Нам удалось найти такую форму, которая дала возможность студенткам, родившим ребенка, продолжить обучение. Ректорат принял решение, не нарушая законодательства и учебного процесса, переводить молодых мам на индивидуальный план.

Второе: социально­правовая поддержка студенческих семей. Ее обеспечивает Юридическая клиника университета. Третье: полезную помощь оказывает Психологическая служба университета. Это очень важно, так как молодежь слабо подготовлена к решению семейных конфликтов. Четвертое: культурно­досуговая работа, направленная на духовное, культурное, творческое, интеллектуальное и физическое развитие молодых семей. Сегодня в 14 студиях Культурного центра университета занимаются более 600 юношей и девушек. Совместное творчество объединяет, а нередко способствует более тесным отношениям и как следствие ­ появлению семейных пар. Популярны в нашем вузе конкурсы творческих работ «Семья и здоровый образ жизни», «Нас связала молодость», «Моя семья». В выставочном зале университета регулярно устраиваются фотовыставки на тему «Мир любви, мир семьи». Большое число участников ­ семейных пар и их детей привлекают спортивные праздники «Папа, мама, я ­ спортивная семья», «Ставропольский чемпионат по бегу в ползунках». На каникулах для студенческих семей организуются экскурсионные поездки.

Пятое: в вузе хорошо поставлена просветительская работа по вопросам семьи и брака: круглые столы и кураторские часы на темы «Духовно­нравственные ценности современной семьи», «Студенческая семья», «Роль семьи в современном обществе», «Здоровая семья». В телепрограмме «Университет» на канале ТНТ мы пропагандируем университетский образ жизни, рассказываем о студенческих семьях. Соответствующая постоянная рубрика создана и в «Университетской газете».

­ Мы живем в особом, полиэтническом регионе, где давно уже никого не удивляют межнациональные браки. Есть такие и в студенческой среде?

­ Естественно. И понятно, что, вступая в такой брак, молодые люди должны знать и понимать культуру, традиции и обычаи народа своей «второй половины», с которыми должны будут считаться они и их родные. Поэтому преподаватели университета знакомят студентов с историей, традициями и законодательством народов Северного Кавказа, читают лекции на темы: «Проблемы смешанных браков в полиэтническом регионе», «Гендерные вопросы современной России» и т. д.

А в последнее время увеличилось число так называемых гражданских браков, когда студенческая молодежь не спешит регистрировать фактические брачные отношения. Это, в свою очередь, ведет к ослаблению чувств семейного долга, традиций и установок супружеской верности. И об этом мы говорим со студентами, объясняем, что за «простотой» отношений кроются весьма непростые жизненные коллизии. В 2008 году в крае вне зарегистрированного брака родилось 25% младенцев, из них позже признаны отцами только 38,8%. Значит, появляются дети, обреченные на сложности, связанные с их воспитанием. Хорошо, если потом найдется достойный мужчина, который будет любить их как родной отец...

­ Упрощенный взгляд на брак во многом культивируется примерами из художественных фильмов, из бесконечно транслируемых передач о жизни знаменитых актеров, телеведущих и прочих «звезд» и кумиров.

­ Мы с вами знаем, что сегодня на федеральных телеканалах почти не увидишь позитивных примеров о крепкой семье. Наоборот, чаще на экране ­ сюжеты об издевательствах над своими и приемными детьми, над женщинами. Косвенным образом это, конечно, заставляет задуматься как органы власти, так и саму молодежь об ответственности за детей и сохранение семейных ценностей. Совершенно очевидно, что в СМИ должно больше уделяться вниманию здоровой семье. Отдельные, но очень редкие примеры позитива случаются. Вспомните, как замечательно в Год семьи рассказывали о своих семьях некоторые известные люди. В этом году на Первом канале позитив можно увидеть в передаче «Моя родословная». Но в целом это скорее исключение...

К счастью, наш край в этом плане выгодно отличается. На краевом телевидении и радио, в ряде газет достаточно регулярно поднимаются вопросы внимания к детским домам, детям­сиротам, приемным семьям. Сложилась благоприятная атмосфера по отношению к институту семьи. В том числе и благодаря нашей целенаправленной работе: для студентов университета семья остается важнейшей жизненной ценностью. Каждые два года мы проводим социологические исследования, которые показывают, что, несмотря на то, что современный студент ­ это человек амбициозный, желающий проявить себя, думающий о карьере, о заработке, тем не менее наши студенты на первые места в иерархии ценностей ставят здоровье и семью.

В университете работают научные лаборатории, выполняются диссертационные исследования, издаются научные труды по проблематике студенческой семьи. Мне также посчастливилось вместе с коллективом ученых выпустить книгу «Социология молодежи», где среди множества вопросов рассматриваются и семейно­брачные отношения. Конечно, таких работ должно быть существенно больше, и мы к этому стремимся.

­ Поскольку специфика студенческих семей примерно одинакова во всех вузах края и страны, логично сделать вывод о том, что ректорат вуза совместно со студенческими общественными организациями способны существенно влиять на устойчивость, материальное и духовное благополучие таких союзов?

­ Несомненно. Кстати, это имеет свою историческую традицию в высшей школе. Хотел бы привести интересный пример. Совсем недавно вышло в свет репринтное издание 1913 года «Руководство для составления деловых бумаг». Эту замечательную книгу выпустила Нотариальная палата Ставропольского края по инициативе ее президента Николая Ивановича Кашурина. И вот там­то мною обнаружен любопытный документ под названием «Прошение о разрешении вступить в брак». Документу более ста лет, но он чрезвычайно показателен с точки зрения солидарной ответственности целого ряда социальных институтов за студенческую семью. Позволю себе процитировать:

«Его превосходительству Господину Ректору (или Директору) Студента... курса факультета (или отделения) такого­то (имя, отчество, фамилия) и место жительства.

Прошение. Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство возбудить ходатайство о разрешении мне вступить в законный брак с (указать звание, имя, отчество, фамилию невесты).

При сём имею честь представить свидетельство о поведении и нравственных качествах моей невесты, а также заявления о неимении препятствий к вступлению в брак как моих родителей, так и родителей невесты, с обязательством последних оказывать нам материальную помощь во время состояния моего в числе студентов. Год, месяц, число. Подпись.

Ниже примечание: Свидетельство о поведении и нравственных качествах невесты получается от Губернатора или от Полиции.

Подписи родителей должны быть засвидетельствованы Нотариусом или Полицией.».

Обратите внимание: в документе отражается ответственность, по сути, всего общества за студенческую семью ­ и самих молодых людей (прежде всего супруга), и их родителей, и университета в лице ректора, и государственной власти в лице губернатора, и правоохранительных органов. Сегодня такие заявления ректору, конечно, уже не пишут. Но, согласитесь, пафос документа, заключающийся в этой коллективной ответственности за молодую семью, можно и нужно использовать. Что мы и делаем, исходя из современных реалий и законодательства.

Студенты нашего университета, как и других вузов края, видят внимание к ним со стороны краевых органов власти. Только в текущем году состоялись встречи губернатора Валерия Вениаминовича Гаевского со студентами на открытии «Года молодежи», на ряде митингов, перед началом учебного года. На днях прошла его встреча с молодежью по случаю вручения именных губернаторских стипендий. Внимание к студенчеству совершенно очевидно и вполне объяснимо. Ведь молодые люди, которые сегодня учатся, завтра будут определять лицо края и страны. И от того, какими человеческими качествами будут обладать подготовленные нами специалисты, какие морально­нравственные ценности будут у них сформированы, зависит реализация всех проектов инновационного развития страны.

Как мне кажется, ровно об этом говорил наш губернатор в интервью по случаю 15­летия Устава края. когда на вопрос корреспондента, что дает каждому жителю Ставрополья «Стратегия развития региона до 2020 года», он подчеркнул: «Приоритеты социальной сферы ­ это формирование нового облика жителя Ставрополья. Это должен быть физически и нравственно здоровый человек, успешный специалист своего дела, крепкий семьянин, творческая, высококультурная личность, патриот и гражданин России». Ученые нашего вуза и я, как ректор, абсолютно согласны с мнением губернатора края. Именно люди, обладающие вышеназванными качествами, способны развивать нанотехнологии, обеспечивать экономику, основанную на знаниях, и решать масштабные инновационные задачи.

Мне представляется, что обсуждение проблем семьи и детства, инициированное краевыми правительством и Совбезом, отвечает той политике в социальной сфере, которая прозвучала недавно на съезде партии «Единая Россия» в выступлении ее лидера, премьер­министра страны Владимира Путина, отметившего, что, «несмотря на проблемы, вызванные кризисом, мы не отказались от стратегической линии на инвестиции в человека, в качество жизни граждан, благополучие российских семей». Очень правильное направление! Со своей стороны ректорат и Ученый совет нашего университета делают и будут делать все необходимое, чтобы совместно с правительством края укреплять моральные и нравственные устои студентов, готовить специалистов, способных реализовать свои творческие возможности в русле стратегии развития Ставрополья и России.