Нужен им берег грузинский
Ответ на этот вопрос мы искали во многих ведомствах. Однозначного, увы, нет. А общая картина вырисовывается такая.
На территорию РФ были переселены около сорока тысяч турок–месхетинцев из почти девяноста тысяч депортированных. На Ставрополье сегодня официально зарегистрированы более 5300 человек. В основном они живут в Курском и Кировском районах. Еще тысячи нашли прибежище в Соединенных Штатах, Азербайджане. Всего 16 государств стали второй родиной турок–месхетинцев. Большинство из них никогда не бывали в Месхети – грузинском регионе, где жили их предки и откуда их общину депортировали в 1944 году.
Тогда с родной земли в Центральную Азию фактически изгнали 120 тысяч человек – целый народ. Около 15 тысяч погибли от голода и холода во время кошмарного 21–дневного путешествия на машинах для перевозки скота. Эту судьбу разделили и многие другие этнические меньшинства бывшего Союза, как, например, волжские немцы и чеченцы. Все они обвинялись – без каких–либо оснований – в планах сотрудничества с немецкими оккупантами. Однако в отличие от других «наказанных народов» туркам–месхетинцам не было предоставлено право вернуться.
В июне 1989 года около 90 тысяч турок–месхетинцев были во второй раз изгнаны – после погромов в Ферганской долине Узбекистана. Большинство бежали тогда в Азербайджан и Россию. Лучшим кажется положение десятков тысяч турок–месхетинцев, живущих в Азербайджане. Сходство их языка и культуры с местными облегчило процесс их интеграции. Большинство имеют гражданство, работу .
Но всех волнует вопрос возвращения на историческую родину. То есть в Грузию. Сколько еще ждать? Это зависит от того, сдержит ли Грузия обещание, данное ею при вступлении в Совет Европы в 1999 году, – обеспечить всем желающим месхетинцам–изгнанникам в течение 12 лет возможность вернуться.
Итак, 10 лет назад Грузия взяла на себя ответственность перед мировым сообществом по возвращению на родину депортированного с ее территории населения. Процесс планировалось завершить к 2011 году. Но, увы, на протяжении почти восьми лет обязательства практически не подкреплялись реальными делами, что вызывало критику и властей Азербайджана, и мирового сообщества, и недовольство в России. Активизировался процесс репатриации месхетинского населения только в середине 2007 года, когда президент Грузии подписал закон «О репатриации лиц, насильно переселенных из Грузинской ССР в 40–х гг. ХХ века бывшим СССР».
Согласно закону депортированные из Грузии и их потомки до 1 января 2009 года должны были подать заявления о желании вернуться в министерство по делам беженцев и расселения Грузии. После рассмотрения заявления министр издает приказ о присвоении статуса репатрианта. Добавим, что в Грузии проводились пропагандистские мероприятия среди населения, чтобы обеспечить радушный прием турок–месхетинцев. Названы и пять районов планируемого размещения репатриантов, на территории которых они и проживали раньше.
В прошлом году закон о репатриации вступил в силу. Все 16 государств заявили о готовности финансировать процесс возвращения в Грузию и адаптации там.
Но... на протяжении всего прошлого года турко–месхетинское население России по объективным причинам не имело возможности оформить пакет документов, предусмотренных грузинским законом. Здесь сыграл роль и разрыв дипломатических отношений между нашими странами в августе прошлого года. Тем не менее правительство РФ вынесло поручение, направленное на оказание содействия добровольному переселению турок–месхетинцев на историческую родину, была создана межведомственная группа. Действует такая межведомственная комиссия и в крае. И все–таки ограниченный срок сбора пакета необходимых документов с обязательным условием заполнения документов (а их около десятка) только на грузинском или английском языках стал ощутимым препятствием в репатриации. Межведомственная группа приняла решение разработать новую, адаптированную к российским гражданам анкету репатрианта на русском языке.
Но в данный момент мы имеем то, что имеем. На Ставрополье, например, из 5300 человек, по данным Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю, анкету заполнили всего около полутора тысяч, 170 анкет находятся в работе. Хотя, надо сказать, местные власти сделали все необходимое для этого. Руководство России также приняло решение об открытии на российско–грузинской границе одного из пограничных пунктов в Северной Осетии–Алании.
В настоящее время по рекомендации Евросоюза Грузия продлила срок действия закона о репатриации до первого января 2010 года. Но уже сейчас понятно, что оставшегося до конца года времени для всех желающих не хватит. Установленные временные рамки нужно продлять. Руководство России вынесло на рассмотрение Совета Европы предложение о внесении в закон Грузии поправки, предусматривающей снятие сроков оформления статуса репатрианта. Пойдет ли на этот шаг Грузия, вопрос из серии интересных. И имеющий международное значение.
Что же касается Ставрополья, то остается рекомендовать всем, кто хочет добровольно переселиться на историческую родину в Грузию, активизировать процесс подготовки необходимых документов. Для этого нужно в ближайшие дни обратиться в подразделения УФМС России по СК с заявлением на соискание статуса репатрианта. Как заверили нас в пресс–службе УФМС, для помощи будущим репатриантам все, что в силах сотрудников управления, будет сделано. Но перевод документов все–таки остается личным делом каждого, кто хочет вернуться в Грузию.