00:00, 1 декабря 2009 года

Евгений Болховитин: «Детский час» ­ закон для нас

Отметим, что этот краевой закон, принятый еще в середине июля, так и не заработал в полную силу. Зато сразу обрел как горячих сторонников, так и противников. Первые утверждают, что ограничение пребывания детей на улицах позволит снизить как детскую преступность, так и противоправные действия в отношении самих несовершеннолетних. Вторые опасаются, что родители и опекуны, которые, собственно, и будут отвечать за детские проступки, потом выместят зло на «проштрафившемся» ребенке. Некоторые опасаются, что милиция, в чьи полномочия входит изъятие несовершеннолетних из злачных мест и с ночных улиц, начнет злоупотреблять предоставленными ей правами. В общем, жители края стали пугать своих детей «комендантским часом», как раньше пугали «дядей­милиционером». Рождение нелепых слухов о «драконовских мерах» закона, нарушающих конституционные права личности, происходит, как всегда, из­за недостаточной информированности населения о том, что на самом деле представляет из себя «детский» краевой закон.

Все точки над «i» в беседе с корреспондентом «Ставрополки» расставил председатель комитета по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству ГДСК Евгений Болховитин.

­ Евгений Васильевич, насколько необходим для Ставрополья закон «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»?

­ Одним из актуальных общегосударственных вопросов является обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних. Ведь, как отметил президент РФ Дмитрий Медведев, отношение к старикам и детям ­ показатель, по которому судят о зрелости общества в целом. А наши дети нуждаются в защите. Цифры говорят сами за себя: по информации следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по краю, только за девять месяцев этого года возбуждено 48 уголовных дел по фактам преступлений против несовершеннолетних, в результате совершения которых 15 детей погибли, а 37 подверглись сексуальному насилию. Не снижается и детская преступность. А поскольку от 25 до 40 процентов преступлений, совершаемых как несовершеннолетними, так и против них, происходят ночью, установление «комендантского детского часа» отвечает интересам всего общества. В целом закон направлен на повышение ответственности родителей и заменяющих их лиц в воспитании детей; снижение уровня детской преступности и преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних; формирование здорового в физическом и духовном плане подрастающего поколения; повышение ответственности предпринимателей за распространение продукции, способной причинить вред физическому и нравственному развитию детей. Региональная законодательная практика свидетельствует, что в тех субъектах РФ (это, к примеру, Москва, Ивановская, Кемеровская и Липецкая области, Краснодарский край), где уже действуют законы, ограничивающие пребывание детей в ночное время на улицах и в развлекательных заведениях, значительно уменьшилось количество преступлений и правонарушений, совершаемых как несовершеннолетними, так и против них.

­ Какие ключевые моменты содержит наш краевой закон?

­ Это, во­первых, запрет нахождения лиц, не достигших 18 лет, в точках, торгующих товарами сексуального характера, исключительно алкогольной продукцией: пивных, рюмочных, барах и т. д. Во­вторых, детям и подросткам, не достигшим 16 лет, запрещено без сопровождения родителей, опекунов или лиц, сопровождающих детей на общественные мероприятия, находиться на улицах и в иных общественных местах с 22 до 6 часов, а во время летних каникул (с 1 июня по 31 августа) ­ с 23 до 6 часов. Так что опасения, что после определенного часа детям вообще нельзя показываться на улице, беспочвенны: пожалуйста, гуляйте хоть всю ночь по парку со своим ребенком, главное ­ чтобы он был под вашим присмотром. И третье ­ закон ограничивает распространение продукции, не рекомендуемой для реализации несовершеннолетним (это печатная, аудио­ и видеопродукция, пропагандирующая насилие и жестокость, порнография, алкоголь и табачные изделия) в радиусе ста метров от границ школ, детсадов, медицинских и культурных организаций, спортивных и физкультурно­оздоровительных учреждений. К тому же краевой закон предусматривает, что органы местного самоуправления могут самостоятельно определять места, где появление несовершеннолетних не допускается. Для этого в каждом муниципальном образовании должны быть сформированы экспертные комиссии, которые определят заведения, нахождение в которых может нанести детям вред.

­ Люди боятся, что проштрафившихся детишек милиция будет хватать, везти в райотделы, сажать в «клетки» вместе со взрослыми правонарушителями.

­ Ничего подобного. В законе прописан алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел в случае обнаружения детей в тех местах, где находиться им не положено. Статья 6 закона четко говорит, что при задержании несовершеннолетнего в неположенном месте правоохранители должны принять меры по передаче ребенка родителям, опекунам и т. д. прямо там, где задержали. То есть, допустим, обнаружила милиция гуляющего по парку ночью ребенка. Сотрудники ОВД должны тут же отвезти ребенка домой или позвонить родителям и предложить подъехать в парк и забрать свое чадо. Если же такая «передача на месте» невозможна, к примеру, телефон мамы и папы не отвечает, а дома у ребенка никого нет, несовершеннолетних могут доставить в райотдел милиции. Но ни в коем случае не в «обезьянник», а в комнату при отделе по делам несовершеннолетних, и не дольше, чем на три часа: за это время милиционеры должны либо найти родителей ребенка, а если это невозможно, решить вопрос о препровождении несовершеннолетнего в специализированное учреждение социальной реабилитации.

­ Но ни для кого не секрет, что в милиции служат не только кристально честные люди. Наверняка будут и такие стражи порядка, которые не преминут переступить дозволенную черту. Как быть в этом случае?

­ Безусловно, каждый факт нарушения закона со стороны сотрудников милиции должен тщательно расследоваться, а виновные нести наказание. В этом плане, как мне кажется, весьма своевременно введена в крае должность Уполномоченного по правам ребенка, который должен будет активно включиться в процесс контроля над исполнением закона. Кроме того, по­моему, необходимо создать единый координационный центр, члены которого будут контролировать процесс реализации закона.

­ Почему же такой необходимый для благополучия подрастающего поколения закон, успешно действующий в других территориях, на Ставрополье откровенно «буксует»?

­ Все дело в инертности власти как представительной, так и исполнительной, на местах, отсутствии системной работы в реализации закона и разъяснительной работы среди населения. Вроде бы к работе привлечены все заинтересованные министерства и ведомства, проведено множество заседаний и совещаний, экспертные комиссии созданы во всех муниципальных районах и городских округах края, кроме Ставрополя и Пятигорска ­ самых криминогенных точек Ставрополья, но... дело идет туго. А, например, в Краснодарском крае закон о «комендантском детском часе» даже не предусматривает штрафных санкций и иной ответственности за его невыполнение, но он работает! На мой взгляд, краснодарская власть проявила политическую волю и здравый смысл и смогла убедить своих жителей в том, что именно они в ответе за своего ребенка, а бизнесменов ­ что «делать деньги», вредя подрастающему поколению, им никто не позволит.

­ Видимо, в нашем крае без административной ответственности за невыполнение закона не обойтись. Какие же санкции за его нарушение предлагает краевой депутатский корпус?

­ Устанавливая санкции за нарушение «комендантского часа» для несовершеннолетних, депутаты исходили из того, что закон затрагивает интересы большого количества жителей края. Для родителей, опекунов и лиц, осуществляющих массовые мероприятия с участием детей, определены следующие меры ответственности: предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей. Должностные лица (т.е. предприниматели без образования юрлица и владельцы «злачных мест) будут оштрафованы на сумму от 1 до 2 тысяч, а юридические лица ­ на сумму от трех до пяти тысяч рублей.

­ Какие еще шаги необходимо принять, чтобы краевой закон заработал в полную силу?

­ На мой взгляд, главными условиями являются: координация действий всех органов власти, вовлеченных в процесс реализации закона; системная информационная, агитационная и разъяснительная работа с населением; приоритет воспитательных, а не карательных методов работы; наличие административной ответственности за невыполнение закона; развитие альтернативных способов времяпрепровождения молодежи: Ставрополью, как воздух, нужны спортивные школы и секции, различные кружки и студии, в которых ребята могут заниматься бесплатно. Ведь не все родители имеют возможность оплатить занятия своего чада в учреждениях дополнительного образования. И, как следствие такой незанятости, дети оказываются предоставлены сами себе, и их манит улица с ее многочисленными соблазнами.

««Детский час» ­ закон для нас»
Газета «Ставропольская правда»
1 декабря 2009 года