Евгений Болховитин: «Детский час» закон для нас
Отметим, что этот краевой закон, принятый еще в середине июля, так и не заработал в полную силу. Зато сразу обрел как горячих сторонников, так и противников. Первые утверждают, что ограничение пребывания детей на улицах позволит снизить как детскую преступность, так и противоправные действия в отношении самих несовершеннолетних. Вторые опасаются, что родители и опекуны, которые, собственно, и будут отвечать за детские проступки, потом выместят зло на «проштрафившемся» ребенке. Некоторые опасаются, что милиция, в чьи полномочия входит изъятие несовершеннолетних из злачных мест и с ночных улиц, начнет злоупотреблять предоставленными ей правами. В общем, жители края стали пугать своих детей «комендантским часом», как раньше пугали «дядеймилиционером». Рождение нелепых слухов о «драконовских мерах» закона, нарушающих конституционные права личности, происходит, как всегда, изза недостаточной информированности населения о том, что на самом деле представляет из себя «детский» краевой закон.
Все точки над «i» в беседе с корреспондентом «Ставрополки» расставил председатель комитета по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству ГДСК Евгений Болховитин.
Евгений Васильевич, насколько необходим для Ставрополья закон «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»?
Одним из актуальных общегосударственных вопросов является обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних. Ведь, как отметил президент РФ Дмитрий Медведев, отношение к старикам и детям показатель, по которому судят о зрелости общества в целом. А наши дети нуждаются в защите. Цифры говорят сами за себя: по информации следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по краю, только за девять месяцев этого года возбуждено 48 уголовных дел по фактам преступлений против несовершеннолетних, в результате совершения которых 15 детей погибли, а 37 подверглись сексуальному насилию. Не снижается и детская преступность. А поскольку от 25 до 40 процентов преступлений, совершаемых как несовершеннолетними, так и против них, происходят ночью, установление «комендантского детского часа» отвечает интересам всего общества. В целом закон направлен на повышение ответственности родителей и заменяющих их лиц в воспитании детей; снижение уровня детской преступности и преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних; формирование здорового в физическом и духовном плане подрастающего поколения; повышение ответственности предпринимателей за распространение продукции, способной причинить вред физическому и нравственному развитию детей. Региональная законодательная практика свидетельствует, что в тех субъектах РФ (это, к примеру, Москва, Ивановская, Кемеровская и Липецкая области, Краснодарский край), где уже действуют законы, ограничивающие пребывание детей в ночное время на улицах и в развлекательных заведениях, значительно уменьшилось количество преступлений и правонарушений, совершаемых как несовершеннолетними, так и против них.
Какие ключевые моменты содержит наш краевой закон?
Это, вопервых, запрет нахождения лиц, не достигших 18 лет, в точках, торгующих товарами сексуального характера, исключительно алкогольной продукцией: пивных, рюмочных, барах и т. д. Вовторых, детям и подросткам, не достигшим 16 лет, запрещено без сопровождения родителей, опекунов или лиц, сопровождающих детей на общественные мероприятия, находиться на улицах и в иных общественных местах с 22 до 6 часов, а во время летних каникул (с 1 июня по 31 августа) с 23 до 6 часов. Так что опасения, что после определенного часа детям вообще нельзя показываться на улице, беспочвенны: пожалуйста, гуляйте хоть всю ночь по парку со своим ребенком, главное чтобы он был под вашим присмотром. И третье закон ограничивает распространение продукции, не рекомендуемой для реализации несовершеннолетним (это печатная, аудио и видеопродукция, пропагандирующая насилие и жестокость, порнография, алкоголь и табачные изделия) в радиусе ста метров от границ школ, детсадов, медицинских и культурных организаций, спортивных и физкультурнооздоровительных учреждений. К тому же краевой закон предусматривает, что органы местного самоуправления могут самостоятельно определять места, где появление несовершеннолетних не допускается. Для этого в каждом муниципальном образовании должны быть сформированы экспертные комиссии, которые определят заведения, нахождение в которых может нанести детям вред.
Люди боятся, что проштрафившихся детишек милиция будет хватать, везти в райотделы, сажать в «клетки» вместе со взрослыми правонарушителями.
Ничего подобного. В законе прописан алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел в случае обнаружения детей в тех местах, где находиться им не положено. Статья 6 закона четко говорит, что при задержании несовершеннолетнего в неположенном месте правоохранители должны принять меры по передаче ребенка родителям, опекунам и т. д. прямо там, где задержали. То есть, допустим, обнаружила милиция гуляющего по парку ночью ребенка. Сотрудники ОВД должны тут же отвезти ребенка домой или позвонить родителям и предложить подъехать в парк и забрать свое чадо. Если же такая «передача на месте» невозможна, к примеру, телефон мамы и папы не отвечает, а дома у ребенка никого нет, несовершеннолетних могут доставить в райотдел милиции. Но ни в коем случае не в «обезьянник», а в комнату при отделе по делам несовершеннолетних, и не дольше, чем на три часа: за это время милиционеры должны либо найти родителей ребенка, а если это невозможно, решить вопрос о препровождении несовершеннолетнего в специализированное учреждение социальной реабилитации.
Но ни для кого не секрет, что в милиции служат не только кристально честные люди. Наверняка будут и такие стражи порядка, которые не преминут переступить дозволенную черту. Как быть в этом случае?
Безусловно, каждый факт нарушения закона со стороны сотрудников милиции должен тщательно расследоваться, а виновные нести наказание. В этом плане, как мне кажется, весьма своевременно введена в крае должность Уполномоченного по правам ребенка, который должен будет активно включиться в процесс контроля над исполнением закона. Кроме того, помоему, необходимо создать единый координационный центр, члены которого будут контролировать процесс реализации закона.
Почему же такой необходимый для благополучия подрастающего поколения закон, успешно действующий в других территориях, на Ставрополье откровенно «буксует»?
Все дело в инертности власти как представительной, так и исполнительной, на местах, отсутствии системной работы в реализации закона и разъяснительной работы среди населения. Вроде бы к работе привлечены все заинтересованные министерства и ведомства, проведено множество заседаний и совещаний, экспертные комиссии созданы во всех муниципальных районах и городских округах края, кроме Ставрополя и Пятигорска самых криминогенных точек Ставрополья, но... дело идет туго. А, например, в Краснодарском крае закон о «комендантском детском часе» даже не предусматривает штрафных санкций и иной ответственности за его невыполнение, но он работает! На мой взгляд, краснодарская власть проявила политическую волю и здравый смысл и смогла убедить своих жителей в том, что именно они в ответе за своего ребенка, а бизнесменов что «делать деньги», вредя подрастающему поколению, им никто не позволит.
Видимо, в нашем крае без административной ответственности за невыполнение закона не обойтись. Какие же санкции за его нарушение предлагает краевой депутатский корпус?
Устанавливая санкции за нарушение «комендантского часа» для несовершеннолетних, депутаты исходили из того, что закон затрагивает интересы большого количества жителей края. Для родителей, опекунов и лиц, осуществляющих массовые мероприятия с участием детей, определены следующие меры ответственности: предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей. Должностные лица (т.е. предприниматели без образования юрлица и владельцы «злачных мест) будут оштрафованы на сумму от 1 до 2 тысяч, а юридические лица на сумму от трех до пяти тысяч рублей.
Какие еще шаги необходимо принять, чтобы краевой закон заработал в полную силу?
На мой взгляд, главными условиями являются: координация действий всех органов власти, вовлеченных в процесс реализации закона; системная информационная, агитационная и разъяснительная работа с населением; приоритет воспитательных, а не карательных методов работы; наличие административной ответственности за невыполнение закона; развитие альтернативных способов времяпрепровождения молодежи: Ставрополью, как воздух, нужны спортивные школы и секции, различные кружки и студии, в которых ребята могут заниматься бесплатно. Ведь не все родители имеют возможность оплатить занятия своего чада в учреждениях дополнительного образования. И, как следствие такой незанятости, дети оказываются предоставлены сами себе, и их манит улица с ее многочисленными соблазнами.
1 декабря 2009 года