Cубкультуры детства
Состоялся круглый стол с участием известных представителей российского образования. Это Борис Бим–Бад, академик Российской академии образования, ректор Царскосельского лицея им. М.Н. Сперанского; Евгений Ямбург – член–корреспондент РАО, директор московского инновационного Центра образования № 109; Михаил Кларин – ведущий научный сотрудник РАО, член совета Фонда образовательных инноваций Высшей школы экономики. Имена в современной педагогике очень известные, а потому собравшие в СГПИ большую аудиторию работников образования Ставрополья.
Разговор, вела который ректор СГПИ, профессор Людмила Редько, затрагивал темы животрепещущие. То, что современная наша школа в кризисе, понимают все. Касается он и нравственных ценностей «субкультуры детства». Е. Ямбург привел запоминающиеся примеры. Старшеклассница, прочитавшая в романе Толстого, что Анна Каренина несколько раз воспользовалась «морфином» и не знающая, что тот морфин – совсем не современный морфий, объясняет трагедию и самоубийство героини просто: она–де была наркоманка. Нравственные поиски и терзания Анны остались вне сознания школьницы, потому что ей эти категории не знакомы в принципе. Еще один эпизод, забавный и грустный одновременно: по территории детского оздоровительного лагеря идет отряд подростков, возглавляемый вожатым. Вместо пионерской речевки, с которой «дружно в ряд» шагали когда–то их родители, они скандируют: «Гоп–стоп, мы подошли из–за угла!». Детям нравится, оправдывается вожатый...
По мнению Е. Ямбурга, директора одного из лучших в России общеобразовательного учебного заведения, перед нами сегодня другая реальность, другие дети – иными должны стать и методы их образования и воспитания. И не грех здесь обратиться к мировому опыту. В Европе раньше, чем в России, столкнулись со многими проблемами, на которые наше общество обратило внимание лишь сейчас. Отталкивание опыта других как «чужого», считает Ямбург, неконструктивно, мешает расширению педагогического мышления.
О кризисе менеджмента, и не только в образовательной отрасли, говорил Михаил Кларин. Управленец, тем более высокого ранга, должен обладать инициативой и чувством ответственности, а это категории нравственные. Вот вопрос: почему поколение, вступившее во взрослую жизнь в девяностые годы, социальной активностью, инициативностью, чувством ответственности обладало и до сих пор находится на ключевых постах – а нынешние восемнадцати–двадцатилетние, по многим соцопросам, и притязаний таких лишены, и перед выбором часто пасуют?..
Борис Бим–Бад, среди прочих, затронул важную тему подготовки Мастера – профессионала. В том числе – современного педагога.
Нужно сказать, тема актуальнейшая. Уже давно говорится: дабы определить, каким должен быть учитель, следует сперва понять, какого же мы хотим получить выпускника школы, вуза. Варианты в последнее десятилетие предлагались различные: конкурентоспособного, знакомого с высокими технологиями... Вернувшаяся на днях из столицы с очередного совещания Людмила Редько с горечью и недоумением рассказала еще об одной предложенной модели. Молодой специалист, по мнению некоторых экспертов, должен быть научен менять место работы раз в год или даже в полгода. Среди требований к нему – отсутствие потребности в привязанностях, которые этому могут помешать. Потребность в эмоциональных отношениях с другими людьми якобы экономически невыгодна(!). Образ человека, воспитанием лишенного привязанностей и исторической памяти, вывел когда–то в своем романе писатель Чингиз Айтматов. Это были манкурты – дети, согласно киргизской легенде, взятые в заложники... Но учитель не может воспитывать манкуртов, это противоестественно!
С тем, кому и как воспитывать самого учителя, в обществе, как уже было сказано, сейчас ясности тоже нет. Создание повсеместно крупных педагогических образовательных комплексов, одним из которых является, к примеру, Ставропольский госпединститут, дело, хотя и привлекательное, но не близкое. Их в России пока десятка два. Еще один предлагаемый вариант – включение провинциальных педвузов в качестве факультетов в состав классических университетов – требует серьезных затрат. Педагог с университетским дипломом будет стоить раза в два дороже, чем с институтским. Тем более что университеты переходят на двухуровневое обучение, значит, понадобятся педагогическая интернатура или магистратура.
По этому поводу Евгений Ямбург сказал, что в русской истории такое уже было: педагогические институты в 1824 году закрыли, но в 1827–м открыли вновь. Поживем – увидим...
28 ноября 2009 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
