00:00, 17 октября 2009 года

Израиль. Мечта среди песков

Повторение

...В Израиль хоть раз в жизни нужно съездить каждому. Даже тем, у кого денег не хватает доехать до Черного моря. Во время пресс­тура видели мы туристов, которые рано утром прилетали в великолепнейший аэропорт Бен­Гурион, смотрели Тель­Авив, ехали в Иерусалим, поклонялись своим богам, перемещались на Мертвое море, купались и вечерним рейсом отправлялись восвояси.

Но все дело в том, что, раз побывав в Израиле, туда хочется поехать еще. Говорят, паломники живут мечтой целый год ­ от поездки до поездки. Не верила в это в силу невеликой своей религиозности. А после первой поездки (дело было четыре года назад) в Израиль... тянуло. И это уже сродни мистике. Тогда я поразила своих коллег и попутчиков тем, что не один раз сходила на Голгофу в Храме гроба Господня (на месте которого, по преданию, был распят, захоронен и воскрес Иисус Христос). За прошедшие века от всей горы высоты осталось семь метров, между прочим. И тогда, казалось, увидела все ­ и великолепный туристический рай Эйлат, и в Мертвом море купалась, и у Стены Плача была, и по старинным улочкам Иерусалима гуляла. А поехала вновь.

Ожидание

Самолетом до Израиля близко. Тем более что компания «EL AL», осуществляющая перевозки, использует только высококлассные «Боинги». Да и обслуживание соответствующее. Хотя, чего скрывать, к участникам пресс­тура руководителей региональных российских СМИ на борту отношение было несколько особое. От этого визита российских журналистов из глубинки многого ждали все. И посольство Израиля в РФ, и министерство туризма Израиля, и другие организаторы этой поездки. (Пропустивших первые публикации отсылаю к «Ставропольской правде» ­ см. «Путешествие к трем морям», 11.09.09, и «Нам есть что сказать друг другу», 25.09.09).

Не скрывал своих ожиданий и министр туризма этой страны Стас Мисежников. Сейчас (после снятия визовых ограничений) российский туризм в Израиле на втором месте после американского. А может стать лидером. На эту тему было много встреч, разговоров ­ официальных и неофициальных. Единственное, о чем просили ­ не пугать народ напряженной обстановкой и близостью к сектору Газа. А чего пугать­то? Телевизионные программы все рассказали и показали...

Если же не обращать внимания на телевизионные клише об арабо­израильском конфликте, то Израиль видится некоей туристической Меккой. Хотя на самом деле ­ и глупо было бы скрывать это ­ многих потенциальных туристов Израиля отпугивает перспектива случайно во время отдыха попасть «под раздачу» в арабо­израильских отношениях.

Но это, в общем­то, гипотетическая возможность. А вообще­то в Израиле спокойно и тихо. Даже в Старом городе в Иерусалиме, где сосредоточены все святыни, можно и не попасть в толпу туристов, а медленно и со вкусом побродить по улочкам, поторговаться в многочисленных лавочках и все­таки прикупить нечто совершенно уникальное. Такое же, как и эта страна в целом.

Поющие

Израиль называют «розой, взращенной на песчаных дюнах». 60 процентов территории страны занимают пустыни, а все растения, начиная от финиковых пальм, олив и заканчивая газонной травой, выращены огромными усилиями. Людей, которые очень любят свою родину. О которой так долго только мечтали. Кстати сказать, Тель­Авив еще только готовится отметить столетие. Наверно, поэтому здесь, скажем так, очень неровная городская застройка. Что­то очень красиво и хорошо ­ на уровне мировых стандартов, но многое откровенно напоминает российские «хрущобы».

Но люди здесь ­ это наши, советские, люди. И этого факта уже никто скрывать и не хочет, и не может. Почти четверть израильтян ­ русскоговорящие. Пропустила я одну экскурсию в старый город Яффо. А хочется посмотреть. Еду одна. Боюсь страшно, свойство у меня такое ­ географический кретинизм. Но еду, снабженная ценным советом своего шефа, Михаила Цыбулько: заблудишься, громко спроси по­русски, кто­нибудь да ответит. Так и вышло. Ответили человек пять. Доброжелательно и спокойно рассказали и объяснили.

Да и вообще. Познакомилась я там с замечательной женщиной Аленой. Она тоже наша, но уже восемь лет в Израиле. Прижилась. Приработалась, хотя и не по специальности. Хоть и сократили ее год назад из­за кризиса, все время улыбается. Удивляюсь я. А она смеется:

­ Здесь все такие. Ты просто не видела и не слышала, как в автобусе поют.

­ ?

­ Ну, да, едут­едут, один что­то напевает, потом все подхватили.

Здорово. А мы бы ругаться стали, если бы кто­то запел. Подумали бы, что пьяный. Думаю, что люди эти, израильские, так часто что­то теряли ­ дома, родных, что научились радоваться каждому дню и каждой минуте просто жизни. Завидую. По­хорошему и по­белому.

Триморье

А еще в Израиле три моря. Красное, Средиземное и Мертвое. Первые два пропустим ­ они плещут волнами не только в Стране обетованной. А вот Мертвого нет нигде. Соленость у него повышенная, и никто в нем не живет. Лет пять назад нашли одну бактерию, так с ней до сих пор ученые носятся: как, мол, живет в рассоле? Для людей водные процедуры строго отмерены. Потом быстро под пресный душ. А уж если капля «мертвой воды» в глаз попадет, мало не покажется. Многим купание помогает от всяких хворей. Впрочем, медицинский туризм в Израиль ­ тема отдельного разговора. Россияне приезжают сюда лечиться все чаще и чаще. Но это, конечно, дороже, чем в России. Плата за качество и результат.

Качество и результат, впрочем, во всем. На городском пляже Тель­Авива, например, урн, как в Турции, нет. Но зато убирают каждое утро. Кстати, по закону в Израиле все пляжи принадлежат государству, то есть народу, и общедоступны, и бесплатны. Приватизировать их нельзя. По утрам ­ пробежка местных жителей, гимнастика, в выходные ­ отдых семьями до самой поздней ночи. А еще на пляжах ­ уголки здоровья: тренажеры и инструктор при них. Тоже бесплатно. Такие же тренажеры и в парках, и на улицах ­ о здоровье здесь заботятся и сами граждане, и государство, и муниципалитеты.

Эмансипация

Здоровье нужно всем. Но в первую очередь молодым. В Израиле всеобщая воинская повинность с 18 лет. Мужчины служат три года, женщины ­ около года. При этом солдат отпускают на выходные домой, поэтому на остановках можно часто встретить молодых людей и девушек в форме цвета хаки и с автоматами в руках. И с внушительным вещмешком ­ солдат может понадобиться родине в любой момент, поэтому все свое он несет с собой. Говорят, около тридцати килограммов. Армия в Израиле ­ гендерная: девушки ­ чаще всего ­ инструкторы, именно они командуют новобранцами в учебке, до принятия присяги. Эмансипе, однако...

Изюминки

И еще нельзя не сказать о Хайфе. Это третий по величине и значимости городов Израиля. О прелестях его можно рассказывать долго. Самая главная из них ­ гора Кармель, на которой он, собственно, и находится. А еще здесь центр новой религии ­ религии бахаев, веселой такой религии, в которой главное – справедливость. Называется центр ­ святилище Баба, провозвестника и мученика этой религии. Сейчас здесь ее всемирный центр. В коротком и не очень точном пересказе история такова: основатель религии Багаулла, который провозгласил себя наместником Бога на земле, прогневил османского владетеля, сказав ему, в конце концов, что он и есть сам Бог, и тот отрубил ему голову и выбросил останки в мусор. Последователи эти останки тайно перевозили с места на место, тщательно оберегаемые от врагов веры до 1909 года. И тут однажды после дождя над Хайфой встала радуга, одним концом упершись в Кармель. Знамение. Землю выкупили за шесть миллионов долларов. И еще 240 миллионов «зеленых­ потратили на возведение святилища и садов. 19 террас, каждая из которых уникальна, скульптуры зверей и птиц, фонтаны. Есть, жевать «жвачку» и курить здесь нельзя. Да и не хочется. Красота неописуемая. В июле прошлого года террасы и усыпальницы Баба внесены в Список всемирного наследия.

Ну и о природе почти в чистом виде. В пригороде Тель­Авива Рамат­Гане (20 минут езды на машине) сафари­парк. Не буду кривить душой, состоятельные израильтяне для путешествия по сафари летают в Кению, а этот парк ­ для народа и туристов. Ну и что, по оценкам специалистов, он один из лучших, если не самый лучший в мире. Там есть все. Причем в условиях, не приближенных, а по­настоящему природных. Сначала едешь на машине, а к тебе страус в окно заглядывает, птица­секретарь недалеко пасется, носороги и бегемоты разгуливают. Для «безлошадных» машины предоставляет администрация парка. В самом зоопарке (экскурсия пешая или на электрокаре, ведь территория сто гектаров) все зверье в природных условиях. Исключение ­ для слепой обезьянки да для пернатых, которые, своего счастья не понимая, могут разлететься. Третья часть ­ прогулка возле львов. Дух захватывает.

А появился этот сафари­парк более пятидесяти лет назад. Строили всем миром, деревья сажали. И в 1974 году открыли официально. В 1981 году в сафари родились первые орангутанги ­ Антонио и Ади. А многочисленное их потомство изображено на генеалогическом древе. Доказательство того, что живут хорошо, плодятся и размножаются. Как и все другие обитатели. Только попрошайничают, избалованные цивилизацией.

И последнее. Я практически ничего не сказала об особенностях иудаистской веры. Это каждый должен оценить сам. Шабат, шолом ­ скажем так, внешние ее проявления. Внутренние я поняла, как ни удивительно, тоже в сафари­парке. Есть такие моменты, типа нашего поста, когда мучное есть нельзя иудеям. Так вот коллектив поваров в парке изголяется, как может, чтобы и их питомцам готовить по правилам. Кошерно, однако...

«Мечта среди песков»
Газета «Ставропольская правда»
17 октября 2009 года