Археологи исследуют на Ставрополье усыпальницу вождя времен «бронзового века»
Древних захоронений здесь, в окрестностях станицы Марьинской Кировского района, множество. Когда едешь по шоссе в сторону Новопавловска, рукотворные курганы на ровных, как стол, полях видишь постоянно. Их тут десятки. Аэрофотосъемка показала, что еще сотни курганов распаханы. Так что перед руководителем экспедиции МГУ, доцентом кафедры археологии Анатолием Канторовичем стояла непростая задача: выбрать для раскопок наиболее интересный объект. Поскольку Анатолий Робертович и большинство членов его команды – «скифологи», то они искали именно скифский курган. А раскопали захоронение на две с половиной тысячи лет более древнее…
В заблуждение опытных специалистов ввела форма кургана – четкий, хорошо сохранившийся конус высотой четыре метра 30 сантиметров и диаметром 50 метров. Обычно так выглядят сравнительно «свежие» курганы железного века. А те, что сооружали люди в эпоху бронзы, под действием дождей и эрозии расползлись, стали более пологими. Этот же курган сохранил свои четкие очертания с конца четвертого тысячелетия до нашей эры. Почему? Загадка вскоре прояснилась: курган удерживали три плотных каменных панциря. Такого ни Анатолий Канторович, ни его коллеги прежде не встречали.
…От устья небольшой речки Куры, где, вероятно, находилось поселение, до кургана – метров 500. Просто прогуляться туда и обратно – и то запыхаешься. А соплеменники умершего таскали и таскали булыжники. Не меньше 40 тонн камня перенесли, чтобы укрыть погребальный холм плотными прочными панцирями. Плюс сотни тонн грунта насыпали.
Они строили дома из плетня, обмазанного глиной. Судя по сохранившимся костям животных, эти люди пять тысяч лет назад держали коров, коз, свиней. Но все же основу пропитания оседлого народа составляли злаки. А вы попробуйте мотыгой (плуга у них не было) взрыхлить целину на нескольких сотках, чтобы посеять там просо… Однако ж отрывались от работы, чтобы соорудить над могилой громадный курган из земли и камня.
Народ, что жил от Тамани до Чечни с конца четвертого по конец третьего тысячелетия до нашей эры, современные ученые относят к так называемой «майкопской культуре». И он удивляет исследователей и дает пищу для бурных споров. Да, письменности у него не было, а следовательно, не было и государственности, но во многих других отношениях он значительно опередил свое время.
– Эти оседлые земледельческие племена изготавливали хорошую бронзу. Отливали в формах топоры, кинжалы, шилья, проколы. Они были первые на Северном Кавказе, кто знал гончарный круг, – рассказывает Анатолий Канторович. – Любопытно, что уже в следующую эпоху, в среднем «бронзовом веке», здесь жили люди, которые не знали гончарного круга. И скифы его не знали…
Большинство исследователей склоняются к тому, что люди «майкопской культуры» в основе своей были автохтоны, то есть коренные жители предгорий Кавказа, но у них существовали тесные контакты с населением Закавказья и даже Передней Азии. А некоторые ученые даже считают, что часть населения Передней Азии перебралась сюда и принесла свои знания и культуру.
Как бы там ни было, но целое тысячелетие – всю «раннюю бронзу» – на Кавказе существовал высокоразвитый народ. Судя по всему, у него была своя мифология, а следовательно, обряды и ритуалы. Поэтому, отложив повседневные дела, соплеменники воздвигли над могилой умершего огромный курган и закрыли его каменным панцирем.
– Видимо, они это делали, чтобы дух мертвых не потревожил живых, – считает член экспедиционного отряда, всемирно известный археолог Владимира Петренко. – Чтобы отгородиться от нижнего мира, они все время совершали какие–то охранительные ритуалы.
Владимира Гавриловна рассказала, что в одном вскрытом погребении обнаружено, что покойнику вывернули руки в стороны, к стенкам могилы, связали ноги и пробили череп. Явно над ним совершали какие–то магические действия. Есть и другое интересное захоронение: мощная деревянная рама, деревянное перекрытие, внутри все чисто, аккуратно. Очевидно, что не рядовое погребение. Но рядом с нетронутым скелетом нет ни сосудов, ни жертвенной пищи. Лежит только камень. Причем этот камень с двух сторон сбили и сверху присыпали красной охрой. Это явно что–то символизировало. Но как узнать, что именно?
Не счесть, сколько подобных загадок вставало перед Владимирой Гавриловной. С 1952 года, после того как окончила исторический факультет МГУ, ведет она раскопки на Украине и в России. В 1973 году Петренко на некоторое время остановила прокладку Большого Ставропольского канала, когда узнала, что строители разрушают грандиозный скифский курган. Только после того, как все захоронения были обследованы и все находки отправились в хранилища, трассу БСК потянули дальше. С той поры Владимира Гавриловна влюблена в северо–кавказские курганы. И даже сейчас, когда вышла на пенсию и могла бы спокойно сидеть на лавочке на одном из московских бульваров, она вновь и вновь отправляется в экспедиции на Ставрополье.
– Тянет. Не могу остановиться, – разводит руками патриарх отечественной археологии.
Такие же фанаты и остальные члены экспедиции. За лето с помощью студентов истфака МГУ им удалось открыть и обследовать два с половиной десятка «впускных», то есть сделанных уже в готовый курган, захоронений. Между иными из них тысячи лет: от «майкопского» до сарматского периода. Есть мужские, женские. Четыре детские, в том числе и захоронение совсем младенца. Помимо скелетов, сосудов и костей животных, нашли кинжал, наконечники стрел, истлевший колчан. Все эти находки после реставрации поступят в музей ставропольского фонда «Наследие».
Но самую главную находку Анатолию Канторовичу и его коллегам еще предстоит сделать: когда все вокруг будет расчищено, когда зарисуют и сфотографируют каждый камень, только тогда археологи вскроют центральное погребение и увидят место последнего упокоения того человека, ради которого создавался этот грандиозный курган.
25 сентября 2009 года