Слепой – не клеймо
Радоваться тому, что есть
Захотели жить полноценной жизнью Лена и Даша. У обеих инвалидность по зрению. Лена учится в аспирантуре Ставропольского государственного аграрного университета по специальности экономика и управление народным хозяйством и работает в библиотеке для слепых, а Даша преподает танцы детям в краевой филармонии.
Девушки самостоятельны. Сами ходят на работу, в магазин и готовят себе еду. Лена утверждает, что ко многому можно приспособиться, она даже научилась на слух готовить оладьи. Естественно, трудно было начинать обучение в университете – совсем другие нагрузки, очень много литературы необходимо прочитать. Читали ей вслух друзья, родители, во многом помог компьютер. Сам по себе он груда металла, говорит Лена, но сегодня существуют программы, которые помогают незрячим.
Удивительно, что человек, который почти ничего не видит, может танцевать. А у хореографа Даши это получается. К тому же она сама придумывает номера и костюмы для своих учеников. Девушка с двойственной натурой – так о себе говорит молодой хореограф. С одной стороны, прагматик – что–то планирует, любит, чтобы все было идеально, с другой – лирик – подвластна спонтанным решениям. Даша очень любит танцы и занимается ими с шести лет, но зрение все падает. И танцевать становится все сложнее, поэтому прагматик говорит ей, что нужно подумать о чем–то другом, кроме танцев, а лирик разрешает жить сегодняшним днем.
Инвалидность – не клеймо
– К сожалению, – говорит Даша, – мы все же не можем обойтись без посторонней помощи. Очень трудно сесть в транспорт, например. Люди бы и рады помочь, но часто просто не знают, как это сделать. У них появляется какое–то чувство вины или стыда. А есть такие, кто старается не замечать инвалидов. Но ведь мы такие же, у нас нет клыков и копыт.
Часто, когда Даша идет по улице, она задевает людей, естественно, не по злому умыслу, а потому, что не видит их. Прохожие же высказываются в адрес девушки неприятными репликами. Тем не менее ей самой очень важно суметь помочь другому:
– Иногда попросит бабушка на улице поднести сумку к дому, я с радостью помогаю, не буду же объяснять, что не вижу. Помогу, и сразу на душе так хорошо становится.
Лена говорит, что, хотя сейчас существуют случаи ущемления прав инвалидов, например, могут не пустить на борт самолета без сопровождения, но с подобными ситуациями начали бороться. Раньше такие темы вообще не затрагивались:
– Сложнее всего мне было взять трость и пойти по улице. Было стыдно, думала о том, что люди подумают. А теперь все равно.
Да и в университете Лену встретили очень тепло.
– Я раньше не осознавала, что студенчество – это золотая пора, но сейчас понимаю, что это действительно так. У меня была очень дружная группа, с которой я по–прежнему поддерживаю отношения.
Очень важной Лена считает психологическую работу с родителями детей–инвалидов:
– В душах многих родителей «побеждает» эгоизм из любви. Детям просто не дают возможности самореализоваться. Мои родители сделали для меня много. Мне не пришлось убеждать их, что я должна учиться.
Устройство на работу – главная проблема для девочек. Чаще всего она связана с непониманием людей.
– Как только работодатель видит, что ты инвалид, то сразу же теряет к тебе всякий интерес, – говорит Лена. – Ведь для тебя необходимо обустраивать рабочее место, работодателям такие хлопоты ни к чему. Они даже слушать не будут. Инвалид для них – это диагноз. Но среди незрячих много талантливых людей, и с головой у них все в порядке. Однако рынок труда переполнен, и на работу легче взять здорового человека.
Даша очень дорожит своей работой. В филармонии она работает вот уже шесть лет. В коллективе почти никто не знает, что Даша не видит. Многие думают, что она очень гордая, поскольку часто не здоровается. А она не видит своих коллег. Дети, которых молодой хореограф тренирует, обо всем знают и с пониманием относятся к своему педагогу. В чем–то помогают, указывают на ошибки других детей. Даша говорит, что, наблюдая за другими и исправляя их, ребята поймут, как делать не нужно.
Ограничены условиями
Основная проблема все–таки в «экстремальных» условиях, в которые их поставил город. Плохие дороги, быстрый транспорт и проблемы с перемещением. И Даша, и Лена очень любят ходить на каблуках, но из–за состояния наших дорог им приходится носить более удобную обувь. Ведь даже в туфлях на плоской подошве девочкам тяжело ходить.
– В некоторых местах дорогу перейти просто невозможно. Должны быть хотя бы звуковые светофоры. Но самое страшное начинается, когда тебе нужно куда–нибудь ехать. В маршрутках не объявляют остановки, даже если попросишь, водитель может забыть. То, что в городе остались троллейбусы, для нас большая радость. Это единственно возможный транспорт. Во–первых, когда он подъезжает, сразу слышно, а во–вторых, можно посчитать остановки, – делится Лена.
О транспортных проблемах говорит и Даша.
– Глядя на меня, люди не понимают, что я не вижу. А мне неловко объяснять и спрашивать, какой номер подъехал. Но даже, если я спрошу, мне грубо отвечают: «Что, сама не видишь?». Поэтому передвигаться могу только троллейбусом. Надеюсь, что наш троллейбусный парк сохранят. А дорогу перехожу на слух, это русский экстрим. Городу обязательно нужны звуковые светофоры и пешеходные переходы.
Пенсии у них маленькие, но девочки не жалуются. Просто просят о возможности самим зарабатывать.
– Не могу же я перекладывать все материальные заботы полностью на маму. Ведь не считая зрения, я нормальный человек, – заключает Даша.
Девочки ограничены не своими возможностями, как это принято говорить об инвалидах, а условиями, в которых находятся. Лена и Даша знают, что могут быть полезными, если эти условия улучшить, ведь они такие же, как мы, только сильнее. Не сдаются, несмотря ни на что.
29 июля 2009 года