С приходом нового главврача Владимира Кошеля Шпаковская ЦРБ преобразилась
Оказалось, что «виновником» положительных изменений стал главврач ЦРБ Владимир Кошель, назначенный на эту должность полгода назад. Доктор медицинских наук, профессор сумел так поставить дело, что сдвиги к лучшему начали проявляться уже через несколько месяцев. Одни объясняют это жесткой административной политикой, другие – связями в высоких медицинских кругах (дескать, пользуется весомой поддержкой, потому и действует без оглядки). Но, по словам самого Владимира Ивановича, дело не в принципе «новой метлы», которая все сметает на своем пути, и уж тем более – не в связях…
Точка опоры
Шпаковскую райбольницу он знал давно, со многими специалистами был знаком лично. К примеру, был уверен в медперсонале акушерскогинекологической службы и службы родовспоможения, мог положиться на инфекционное отделение… Вот эти подразделения и стали той точкой, на которую Кошель опирался с самого начала: считал своим долгом помочь специалистам закрепиться на достигнутом, сделать очередной шаг вперед. Это значит позаботиться о поставке новой аппаратуры, повысить моральную и материальную заинтересованность людей в своей работе.
Разумеется, о ликвидации «узких» мест тоже помнил. И определенные кадровые перестановки осуществил. Не ради того, чтобы «того снять, этого назначить», а ради главной цели: пациенты должны получать в поликлинике и стационаре все, что им положено по закону, – лекарства, необходимые процедуры. Бесплатно, не за мзду.
Как и в любом коллективе, в медучреждении люди разные. Один всего себя отдает работе. Другому – лишь бы день до вечера. Попробуй, определи, кто есть кто? Проводил координационные совещания с заведующими отделениями, чтобы специалисты могли откровенно высказать свои претензии к руководству, определить те самые «узкие» места. В поликлинике и стационаре появились телефоны горячей линии, по которым больные могли напрямую обратиться к главврачу или его заместителям. Но и этого показалось мало. Потому и появилась в ЦРБ своя…
Социологическая служба
Анкету для пациентов разработали не очень громоздкую, но достаточно емкую. Опросный лист включал в себя и обеспечение лекарствами, и отношение к больным персонала, и качество питания… Словом, под пристальным вниманием оказались практически все: от работников регистратуры, до врачей, медсестер, санитарок и поваров. Вот тут и начала вырисовываться картина. Не очень, скажем так, радужная. Оказалось, что некоторым специалистам недостает квалификации. Другие «больны» равнодушием. Третьи – склонны к откровенному хамству. Четвертые ловко намекают на «спонсорскую» помощь…
От двух последних категорий пришлось решительно избавляться. Однако после первого же приказа о кадровых изменениях поползли шепотки: мы, мол, еще посмотрим, где он идеальных работников найдет. И тут в полный рост и встал кадровый вопрос.
Кадровый вопрос
Вопреки мнению недоброжелателей решить его удалось. Пусть пока не полностью, но довольно основательно. Злопыхатели не учли, что новый главврач долгие годы работает на Ставрополье. Как практик и ученый. Знает многих врачей. Опытных и начинающих. И подающих надежды студентов – потому как является заведующим одной из кафедр медакадемии. Под его руководством защищены несколько кандидатских диссертаций. Специалисты (особенно молодые) почли за честь работать бок о бок со своим наставником. Тем более что Михайловск – это ведь не станица Курская и не село Степновское: жилье подыскивать не нужно. От краевого центра полчаса на маршрутке.
По той же причине не будет недостатка и в студентахпрактикантах: врачейинтернов медакадемии готовы уже этой осенью принять у себя в Шпаковской ЦРБ. Так что с кадрами в ближайшем будущем проблем не будет. Значительно сложнее
Сломать стереотипы
Они ведь устоялись годами. Особенно у медперсонала старшего поколения. Взять хотя бы компьютеры. Необходимость их использования в медицинской практике вроде бы в доказательствах не нуждается. А сколько копий пришлось сломать, прежде чем умные машины стали не модным антуражем, а рабочими инструментами для той же регистратуры. И статистика ведется в полуавтоматическом режиме, и потеря медкарты (что раньше случалось нередко) практически не страшна.
В отделениях компьютеры тоже малопомалу приживаются, освобождая врачей от излишней писанины. Выход в Интернет в ЦРБ есть, в ближайшее время будет смонтирована своя локальная сеть…
На местах, в участковых больницах, сельских амбулаториях, сетует Владимир Кошель, внедрение компьютеров да и другой новой аппаратуры идет еще сложнее. Особенно трудно соединить все в единую систему. Денег нужно потратить немало, а результат почти нулевой…
Кстати, о деньгах. Новому главврачу не очень нравится система материального поощрения первичного звена медперсонала. Есть, скажем, в селе или станице достаточное число жителей, принял участковый врач необходимое количество пациентов и все: получи дополнительное вознаграждение из федеральной казны. А каково качество этих приемов? Насколько эффективно лечение? Как оценивают своих медиков сами сельские жители? На эти вопросы еще предстоит искать ответы. И, наверное, не на районном уровне…
Взгляд в послезавтра
Говорят, инициатива наказуема. В этом Владимир Кошель еще раз убедился совсем недавно. Дело в том, что, пользуясь личными связями, главврач «выбил» для ЦРБ на клиническую апробацию суперсовременную эндоскопическую аппаратуру. В хирургии умные приборы позволяют в разы увеличить качество операций. Заключил соответствующий договор, где четко определяются обязанности сторон. Денег не платил ни копейки…
Тем не менее по району поползли слухи: дескать, на ремонт средств нет, а профессор, без какоголибо тендера, закупил дорогостоящие аппараты, выпендривается перед коллегами за государственный счет…
Не скажу, что к этим домыслам Кошель отнесся равнодушно. Было обидно: ведь не для себя старался, для людей. Но, с другой стороны, если бы ситуация повторилась, то от приборов эндоскопии или от других каких новшеств он вновь не отказался бы: ведь это взгляд не в завтра, а в послезавтра медицинской практики. Что до злопыхателей, то собака лает, а караван идет…
Вместо послесловия
Не подумайте, что в Шпаковской ЦРБ все так уж идеально. Всякое случается: и просчеты, и ошибки, и больные на медперсонал порой жалуются, и начинания нового главврача далеко не все одобряют. Но то, что за полгода Владимир Кошель сделал для больницы и для жителей района немало хорошего, думаю, оспаривать никто не будет.
Что до планов, то доктор медицины предпочитает о них пока не распространяться. В шутку говорит: мол, еще сглазят…
29 мая 2009 года