00:00, 29 апреля 2009 года

Детской художественной школе в Ставрополе исполняется 45 лет

Как сказал один из первых преподавателей «художки» Евгений Саврасов, эти «бывшие дети» уже бородатые, седые, имеют звание заслуженных художников России, многочисленные персональные выставки. А начиналось все в скромной детской художественной школе, у которой на первых порах даже своего помещения не было, приютил ее тогда краевой музей изобразительных искусств...

Е. Саврасов делился воспоминаниями во время круглого стола в школе. Собрались на этот разговор в кабинете директора Натальи Мальцевой преподаватели Ставропольской ДХШ, чтобы не только вспомнить историю учебного заведения, но и поразмыслить о сегодняшнем дне, о тех вызовах, которые предъявляет современность к художественно–эстетическому воспитанию и образованию детей.

Например, подготовка к будущей профессии. В отличие от изостудий и секций домов и дворцов детского творчества, находящихся в подчинении у министерства образования и занимающихся в основном эстетическим развитием детей, художественные школы относятся к ведомству культуры, и готовить ребят к поступлению в профессиональные учебные заведения минкульта всегда было их задачей.

В 2008 году студентами средних и высших профессиональных учебных заведений художественного профиля стали 40 процентов выпускников Ставропольской ДХШ. Однако многое в профориентационной работе пришлось перестроить, сказала заместитель директора Ирина Плуталова. В «художку» всегда принимали с 11 лет, а выпускали в 15, дав четырехлетнее образование. Но запросы так изменились! Во–первых, часть современных родителей с пристальным вниманием к раннему развитию детей хочет учить их прекрасному в самом нежном возрасте. Школа пошла на эксперимент и открыла классы для пяти–семилетних малышей. Во–вторых, многие семьи предпочитают, чтобы дети поступали в художественное училище уже на базе общеобразовательной одиннадцатилетки, а не после девятого класса, как бывало раньше. Поэтому в ДХШ появился пятый дополнительный класс – дабы не было резкого перерыва в занятиях изобразительным искусством перед поступлением в профессиональное учебное заведение. И, наконец, открыли экстернат. Нынешние дети – прагматики, некоторые предпочитают четырехлетнюю программу пройти за два года...

Все это потребовало перестройки, инновационных методик. Дошкольников три года назад, когда начинали эксперимент, набрали 12 человек, сейчас их 45. Этот возраст, сказала методист Наталья Дахно, самый синзитивный, творческий. Голос у нее тихий, и можно представить, что малышам с ней, такой спокойной и неспешной, должно быть уютно. Главное, считает Н. Дахно, получить от детей на занятии «эмоциональный ответ», то есть заинтересовать. Ребенок будет продвигаться в творчестве очень быстро. Удивительная свежесть и оригинальность, которыми отличаются рисунки всех маленьких детей, тогда не зачахнут, как это чаще всего бывает, а получат развитие.

Как в каждом учебном заведении, в Ставропольской ДХШ есть своя элита – самые одаренные, те, у кого наибольшие шансы стать успешными живописцами, графиками, дизайнерами. Теперь работа с ними ведется в рамках проекта «Одаренные дети», где ведущим направлением являются выезды на пленэр. Дети рисуют на открытом воздухе, на лоне природы. Ездит с ними на пленэры (в прошлом году местом их проведения была Теберда) и заместитель директора Марина Мурчич. По ее мнению, этот опыт, может быть, важнее любых занятий в классе. Он дает возможность понять (и показать другим, так как итогом является выставка работ), чему каждый научился, что постиг. А сколько чувств вызывает общение с природой! Сколько приходит грез о стезе художника и будущей славе! В школе гордятся тем, с 2004 года ее учащихся приглашают на пленэр в Сочи в рамках федеральной программы «Одаренные дети Юга России». Это тоже то новое, что появилось в последние годы как внимание государства к талантам, могущим составить художественную элиту страны. Как и множество различных творческих конкурсов для детей. Санкт–Петербург, Сочи, Ставрополь, Железноводск – откуда только ребята из «художки» не привозили наград!

Не все, конечно, пойдут после ДХШ в живописцы и графики. Но духовно богаче станет большинство. Посреди нынешнего падения культуры, снижения всех и всяческих образовательных планок детские художественные школы, школы искусств продолжают воспитывать ребят на высоких образцах живописи, музыки, театра. Уже одно то, что подростки в ДХШ на занятиях рассматривают художественные альбомы с репродукциями картин великих мастеров разных эпох, что преподаватели, как здесь принято, читают им классическую поэзию, вырывает их хотя бы на время из контекста современной жизни с «кримухой» и «бытовухой».

К тому же учеба в ДХШ – это серьезный труд, формирующий характер и волю. На занятия приходят после уроков в обычной школе, добровольно отрабатывают вторую смену. И даже самые маленькие дети, занятия с которыми продолжаются 15–20 минут, получают, пусть и несложное, но задание, которое нужно выполнить до конца, придать работе законченный вид.

Психолога в штате ДХШ нет, не положен. А «использование позитивной психологии на уроках живописи», как назвала свой метод работы преподаватель Алла Толмачева, есть. Дети, по ее наблюдениям, испытывают все больший дискомфорт от уроков в общеобразовательной школе, где все слишком рационально выстроено, особенно от жесткости экзаменов в форме ЕГЭ. Да и от привычки многочасового сидения за компьютером тоже. Это приводит к стрессам. Художественная школа – как раз то место, где отрицательные эмоции можно перевести в положительные. Подростки создают ассоциативные работы, выражая в них свои чувства. (Не зря занятия живописью и рисунком используют в психотерапии). Причем на уроках им позволяется работать не только кистью и карандашом, но и просто пальцами, обмакивая их в краски — есть и такая техника. Это снимает стресс уже на уровне тактильных ощущений, позволяет освободить агрессивные импульсы. Многие ребята, кстати, еще и поэтому с удовольствием занимаются скульптурой, где необходимо применять физическую силу...

А еще у детей здесь интересная жизнь, с традиционным посвящением в юные художники, с выставкой–продажей картин в День города на Александровской площади у Ангела, с постоянными вернисажами в настоящем выставочном зале на третьем этаже школы. Каждому выпуску дарят собственного школьного издания памятный журнал, где есть раздел высказываний выпускников об учебе в школе. Совсем юная Полина Каравинская, сама в недавнем прошлом выпускница ДХШ, а ныне замдиректора по воспитательной работе, прочла один такой отзыв: «Когда я поступил в художественную школу, я не знал имен никаких художников, кроме Леонардо да Винчи. Теперь я знаю всех художников, но понимаю, почему Леонардо – лучший...».

Впрочем, жизнь Ставропольской детской художественной школы легкой и беспроблемной и на сорок пятом году существования не назовешь. Учреждениям дополнительного образования в системе минобраза ее худо–бедно облегчил приоритетный национальный проект. А в культуре нацпроекта нет. Соответственно, сказала директор Наталья Мальцева, нет господдержки материальной базы, нет конкурсных грантов, выиграв которые можно получить, скажем, компьютерную технику. Отсутствуют и документы, которые в той же системе образования регламентируют работу с одаренными детьми, с детьми–инвалидами, и все положения приходится принимать самим, локальными актами.

Но каждый день в «художку» приходят дети. Это останется с ними на всю жизнь.

«Почему Леонардо лучший...»
Газета «Ставропольская правда»
29 апреля 2009 года