Кавказская горная обсерватория ждет главный оптический телескоп
Несмотря на нелегкие времена, ГАИШ пошел на смелый шаг: недавно Кавказская горная обсерватория получила статус обособленного подразделения со своим штатом, – рассказывает Петр Кортунов. – Помимо начальника, есть пять инженеров, которые занимаются электроникой, механикой, электричеством. Таким образом, руководство института демонстрирует уверенность, что проект будет реализован.
– Скоро два года, как ГАИШ установил на горе Шаджатмаз первое оборудование. Что сделано за это время?
– Исследования астроклимата, которые два года проводили на планируемом месте установки телескопа, показали, что условия там хорошие. Лучше, чем в Архызе, где находится Специальная астрономическая обсерватория с крупнейшим в нашей стране, а некогда и в Европе оптическим телескопом. И по другим показателям место выбрано удачно. Высота 2100 метров является типичной для размещения современных обсерваторий. Лезть дальше в горы – это значит осваивать дикое место, куда надо тянуть дороги и все коммуникации. Между тем известно, что пылевая граница проходит на высоте около 1500 метров, а там, где выше, уже можно нормально наблюдать звезды.
Еще за эти два года на небольших телескопах, установленных на Шаджатмазе, отработали технологию дистанционного наблюдения и получения данных по сети Интернет. Современные технологии позволяют это делать из Москвы или любой другой точки. Именно в таком режиме будет работать и главный телескоп обсерватории.
– Каковы возможности телескопа с 2,5–метровым зеркалом?
– Это типичный университетский телескоп достаточно высокого класса. Помимо учебных, он позволит решать определенный круг научных задач по астрофизике, изучению галактик, в том числе по поиску планет. Кстати, первые планеты вне Солнечной системы были открыты с помощью подобного телескопа. Приборы, которые будут установлены на КГО, также позволят исследовать параметры загадочных темной энергии и темной материи.
– В условиях экономического кризиса невольно возникает вопрос: почему телескоп заказали на Западе, а не у российских компаний?
– Технологии производства современного крупного научного оборудования такого класса, как 2,5–метровый телескоп, в России в значительной степени утрачены. Однако есть надежда, что опыт эксплуатации нового телескопа импортного производства, построенного по техническому заданию МГУ, поможет преодолеть отставание в этой области и последующие крупные проекты можно будет реализовывать с отечественными производителями.
Руководствуясь этими соображениями, в январе 2006 года правительство Российской Федерации приняло решение о выделении 11 миллионов евро на оплату строительства телескопа в Западной Европе. Тендер выиграла крупная французская фирма «Сажем», которая имеет солидный опыт создания крупных оптических телескопов. Купол тоже приходится делать за границей. Лучшее соотношение цены и качества предложила китайская фирма.
– И как продвигается создание телескопа?
– Последние сообщения внушают оптимизм. В начале апреля фирма «Сажем» доложила, что на заводе под Парижем заканчивается шлифовка асферической поверхности главного зеркала 2,5–метрового телескопа. Французские специалисты закончили полировку вторичного зеркала, а также тонкую шлифовку и полировку зеркала Нэсмита. Недавно представители ГАИШ ездили в Париж. На очной встрече французы подтвердили: к 20 декабря 2009 года телескоп будет полностью готов и начнется тестирование, после чего этот сложнейший прибор разберут на части и в апреле 2010 года привезут в Кисловодск. Не сомневаемся мы и в точном исполнении контракта китайской фирмой. То есть у подрядчиков все идет по плану. А вот у нас есть проблемы.
– Вы имеете в виду строительные работы на Шаджатмазе?
– Первоначально планировалось, что к маю будущего года на горе будет построена вся обсерватория. Сейчас ясно, что это не удастся. Нам бы успеть построить большую башню для телескопа да реконструировать линию электропередачи от Кисловодска до Шаджатмаза, без чего невозможно ни строить, ни эксплуатировать обсерваторию. Ну и надо хотя бы пробурить артезианскую скважину, поскольку воды на горе нет. На это требуется 400 миллионов рублей. Учитывая финансовый кризис, министерство науки и образования подало заявку на включение этих расходов только в бюджет 2010 года. В этой связи возникла большая тревога: где и как целый год хранить телескоп? Спасибо, ректор МГУ – человек весьма влиятельный. Были написаны письма президенту России, председателю правительства. По последним сведениям, деньги на строительство главной башни и реконструкцию ЛЭП выделят уже в ближайшие месяцы. Сейчас соответствующие структуры готовят тендер строительных организаций, чтобы летом начать работы. Я надеюсь, что к маю будущего года башню удастся закончить.
– А остальное? Ведь обсерватория – это целый комплекс приборов, систем жизнеобеспечения, лабораторных и жилых помещений…
– Конечно, строительство на горе Шаджатмаз немного растянется. Пусть не в 2010–м, а на год–два позже, но оно будет завершено. Одновременно ведем работы по подготовке к строительству городской базы в Кисловодске. Подали заявку на земельный участок. Вроде бы ни в администрации, ни в Думе города не возражают, но из–за смены руководства исполнительной власти дело приостановилось. Сейчас ждем новых выборов.
Не забываем мы и о том, что Шаджатмаз находится на территории Карачаево–Черкесии, а потому поддерживаем с местными властями добрые отношения. Для республики и ее Малокарачаевского района строительство Кавказской горной обсерватории выгодно. И новая линия электропередачи, и новый газопровод, и новая оптико–волоконная линия – все эти блага придут не только в КГО, но и в отдаленные аулы республики.
21 апреля 2009 года