Исмаил–хаджи Бердиев: мы живем в одной стране – России
В общении с журналистами Исмаил–хаджи проявил себя мудрым, деликатным и... оптимистичным. Отвечая на вопрос, не принесет ли нынешний экономический кризис очередную волну межнациональной напряженности на Кавказе (как это было в 90–е годы), муфтий однозначно ответил: «нет», поскольку мы живем в принципиально иной политической ситуации. Тогда, вскоре после развала СССР, люди чувствовали себя неуверенно, люди боялись всего, боялись друг друга. К тому же, по мнению Исмаил–хаджи, имело место и определенное нагнетание напряженности в регионе, заинтересованные в этом силы не гнушались никакими средствами, вплоть до религиозного противопоставления народов. А ведь на Кавказе издавна уважаемым было слово сосед, а главным правилом – умение жить в мире с соседями. Сегодня старое доброе правило возвращается на Кавказ.
И. Бердиев поделился своими впечатлениями от недавней встречи с руководством страны на очередном заседании Госсовета при президенте. Служители религий с удовлетворением почувствовали, что к духовенству прислушиваются. Раньше–то отношение было настороженное, оно шло еще из советских времен, когда религия была чуть ли не врагом общества, «опиумом для народа», как учили в школах, институтах. Сегодня роль религии в духовно–нравственном становлении личности очевидна. Как образно выразился муфтий, к каждому человеку не приставишь по милиционеру, который бы следил за соблюдением законов. Лишь при должном воспитании в каждом будет жить его собственный «милиционер», не позволяющий преступать закон.
Когда премьер говорит, что, сокращая рабочие места, нужно думать, куда пойдут эти люди, мне такая позиция нравится, признался Исмаил–хаджи. Потому что государство, власть должны видеть не просто обезличенную сумму граждан, а людей, о которых они призваны заботиться. Мы видим ничем полезным не занятую молодежь на улице. Зовем их в мечеть. Кто–то приходит и слушает голос имама, который учит: не воруйте, не ругайтесь, уважайте старших... Но ведь многие не ходят в мечети. А их можно было бы привлечь, организовав кружки, секции, спортзал построить наконец, чтоб был выход молодой энергии... Направив эту энергию в нужное русло, мы будем иметь и чемпионов, и просто хороших людей. И здесь государство и религия должны действовать вместе.
Коснувшись непростой ситуации со строительством храмов, Исмаил–хаджи, в частности, пояснил, почему затягивается сооружение мечетей в Кисловодске и Ставрополе. В краевом центре вопрос возвращения мусульманам старинной, дореволюционной постройки мечети обсуждается давно. Как известно, существенное влияние на эту проблему имели военные действия в Чечне, Осетии, Ингушетии, сказавшиеся на настроениях общественности. К сожалению, настороженность сохраняется и сегодня. Например, в 2000 году из 50 имеющихся в крае мечетей перерегистрацию прошли только шесть. Надо наконец понять, говорит муфтий Бердиев: из мечети ничего плохого происходить не может! Там людям преподаются только добрые истины. В Кисловодске мечеть действовала в выделенном общине старом аварийном здании, где уже стало опасно находиться. Но когда мусульмане захотели на этом месте построить новое, оказалось, что нельзя его трогать, поскольку пострадает исторический облик. В Ставрополе мусульманской общине был выделен участок под новую мечеть, но расположен он слишком далеко, на выезде из города в сторону Ростова, что создает транспортные неудобства, особенно для людей пожилых. Таким образом, обе ситуации продолжают находиться в стадии обсуждения.
Исмаил–хаджи рассказал также о молодежных программах, реализуемых Духовным управлением КЧ и СК совместно со Ставропольской и Владикавказской епархией РПЦ. Он положительно оценил первый опыт – организацию прошлым летом совместного лагеря мусульманской и православной молодежи. Находившиеся там ребята – студенты медресе и семинарии – не просто с интересом общались, но и подружились. В этом году такой лагерь соберет молодежь уже в Карачаево–Черкесии. Чем больше мы будем знать друг о друге, тем меньше будем друг друга бояться, уверен муфтий, и тогда у нас будет налаживаться жизнь.
Был затронут вопрос и о приезжавших из–за рубежа миссионерах, проповеди которых не всегда вели людей к миру.... Этот период стал горьким в нашей современной истории. «Пришельцы», вербуя неграмотных в религиозном отношении людей, изображали представителей местного духовенства как врагов истинного ислама, наученных коммунистами! Учили: убьете «неверного» – попадете в рай, будете святыми шахидами. Немало имамов, предостерегавших от связей с этими «миссионерами», поплатились жизнью. Сейчас обстановка совсем иная. Теперь в КЧР, например, кадры священно–служителей готовит свой Исламский институт. Да, в нем преподают и специалисты–арабисты, приглашенные из Египта, Турции, но это уже совсем другие отношения, все учебные программы четко ориентированы на главные ценности традиционного ислама. Конечно, случается, что и сегодня приезжают в Россию различные религиозные деятели из–за рубежа, но мы уже научились различать, кто какие цели преследует, какие имеет намерения. И уж вовсе не красит служителя религии нарушение законов России. В качестве свежего примера И. Бердиев назвал недавно высланного из страны человека, который, будучи раввином Ставрополя, не соблюдал миграционное законодательство. Если та или иная конфессия (мусульманская, христианская, иудейская) приглашает человека из другой страны, считает муфтий, должна быть четко отлаженная официальная процедура такого приглашения, находящаяся в правовом поле нашего государства. Самодеятельность тут недопустима.
В чем нельзя нам пока терять бдительности, так это в знакомстве с прибывающей из–за границы религиозной литературой, полагает муфтий. Он привел в пример распространяемые в значительных количествах брошюры некоего автора: будучи выходцем из Палестины, тот живет в Америке, пишет там свои «произведения» на русском языке, которые затем направляются в Россию. Люди, слабо знающие основы ислама, читают эти брошюры с доверием, а ведь там под прикрытием действительно духовных канонов проповедуется самый настоящий ваххабизм. Этому деятели ислама должны противопоставить умную разъяснительную работу с населением.
И. Бердиев рассказал о том, как сегодня мечети Ставропольского края обеспечиваются подготовленными кадрами имамов. В Исламском институте учатся и ставропольские ребята, а для действующих имамов старшего поколения ежегодно проводятся специальные курсы, позволяющие правильно проводить положенные обряды и службы.
Что огорчает сегодня Исмаил–хаджи, так это все еще стоящие между северокавказскими республиками и краями блокпосты. Они стоят с тех тяжких военных лет. Для чего? Хоть одного бандита там поймали?! Нет, только создают автомобильные очереди... А мы ведь живем в одной стране – России. Мы одна семья. Нам сегодня очень нужна общенациональная идея, способная вновь собрать нашу единую российскую семью, идея, основанная именно на духовных основах. Речь не о том, чтобы все поголовно шли молиться. Каждый, если есть у него потребность в душе, придет в церковь, синагогу, мечеть. Но вера должна быть в душе. Без веры полноценного общества не будет.
28 марта 2009 года