Учитель. Школа

По части достижений и новаций в области образования андроповцы всегда считались продвинутыми. Здесь есть учебные заведения – победители Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», есть отличники качества Ставрополья, награжденные серебряным, золотым, платиновым орденами. В конкурсах приоритетного национального проекта «Образование» четыре школы получили по миллионному гранту, семь учителей – по стотысячному.

Несколько лет в СШ № 1 села Курсавка проводился эксперимент, целью которого являлась отработка вариантов профильного обучения детей. На базе школы был создан ресурсный центр, куда несколько раз в неделю на целый день привозили учащихся 8-11 классов со всего района и где они получали углубленные знания по 8-9 академическим профилям. Эта схема обучения считалась весьма перспективной. Писала об опыте пару лет назад и наша газета. Очень впечатляла тогда эта картина – длинный ряд автобусов и большая гомонящая толпа старшеклассников у здания школы в восемь утра.

Результаты эксперимента, однако, оказались не то чтобы отрицательными… Пожалуй, они лишний раз подтвердили ту истину, что на селе своя специфика, свои запросы – на образовательные услуги в том числе. И свои возможности.

Почти десяток академических (к тому же по большей части – гуманитарных) образовательных направлений в деятельности ресурсного центра – это четкая направленность на то, что чуть ли не все выпускники школ района будут продолжать образование в вузах. Выяснилось, однако, что у многих старшеклассников и их родителей другие планы, как-то: настрой на хорошую, экономически выгодную рабочую профессию либо на получение среднего специального образования.

Не подтвердилась и надежда на то, что обучение в ресурсном центре непременно повысит качество знаний школьников. Результаты сдачи ЕГЭ у тех, кто в Курсавку ездил, оказались примерно такими же, как и у тех, кто в эксперименте не участвовал и все уроки посещал дома, в родной базовой школе. Да и победителей краевых олимпиад в районе не прибавилось.

И еще одна с психологической точки зрения интересная деталь обнаружилась. Когда немалую часть часов по тому или иному предмету – наиболее сложный материал – передали в ресурсный центр, некоторые учителя в базовых школах в определенном смысле потеряли интерес к работе – ведь им и остался лишь базовый, то есть усредненный компонент обучения…

Одним словом, сейчас в Курсавскую СШ № 1 ездят только десяти-одиннадцатиклассники (один раз в неделю) и только на три профиля – химико-биологический, информационно-математический и социально-исторический – согласно их запросам. Зато прибавилось желающих посещать районный учебно-производственный комбинат, где ребята могут получить азы технологического образования и рабочие специальности повара, водителя, механизатора; у девочек пользуется популярностью профессия помощницы медсестры.

Думается тем не менее, что эксперимент оказался не напрасным. Вслед за андроповцами другие сельские районы могут двигаться к профильному обучению, учитывая и их положительный опыт, и набитые ими шишки…

В ряду проблем образовательной отрасли района – демографическая. Она здесь, возможно, не так остра, как в некоторых других территориях края, но тем не менее чувствуется.

Так, в Курсавке, где есть четыре детских сада, ждут своей очереди сто малышей. Зато в других селах в типовые детсады, рассчитанные на 120 мест, ходят по 35-40 ребятишек. Или, например, ситуация в Казинке: школу – 525 мест – посещают 110 детей; в детсаду – двухэтажное здание – полтора десятка воспитанников… Планируем, говорит начальник отдела образования Андроповского района Нина Бобрышева, перевести малышей в школьный корпус, отведем им отдельный блок, приспособим под нужды дошкольного учреждения – а здание детсада пока законсервируем. Сегодня содержать его для 15 дошколят себе в убыток, но завтра-то ребятишек может прибавиться…

В Дубовой Балке детей школьного возраста всего 48; если оставить там только начальную школу, то ребят постарше придется возить на учебу к соседям через федеральную трассу, против чего настроены родители. Как известно, нет школы – пустеет село: уезжают семьи с детьми, то есть социально самые перспективные.

Вообще реструктуризация учебных заведений, которая чиновникам кажется панацеей (когда старшеклассники или ученики средней ступени ездят учиться в другие населенные пункты), далеко не всегда устраивает жителей. В Андроповском районе, например, есть и такая родительская тенденция: раз ребенок не может пойти в десятый класс в родном селе, пусть лучше поступает в техникум или ПТУ в Невинномысске, благо, недалеко… Можно, вздыхает Н. Бобрышева, и старшие классы не набрать…

У всех еще, наверное, в памяти трагедия, произошедшая в оренбургском селе Беляевка, где в одночасье рухнули несущие конструкции школьного здания. Погибли дети. Школа была в аварийном состоянии, ремонтировали ее, нарушив все правила, в разгар учебного дня. По сведениям из СМИ, в каникулярное время просто не успели: деньги на ремонт пришли только в июле, а еще нужно было проводить тендер… Ремонта этого беляевская СШ ждала 45 лет. Увы, сельские школы в таком состоянии в России сегодня не редкость.

В Андроповском районе в капитальном ремонте нуждаются 14 общеобразовательных учреждений и девять детских садов.

Самая острая ситуация в селе Красноярском. СШ № 3 построена в 1955 году хозспособом и из подручных материалов. Рассчитана на 100 человек, а учатся здесь 220 – в две смены. И основной корпус, и особенно здание, где расположен спортзал, оба в трещинах и стяжках. Из-за оползней проседают полы, с турлучных стен в классах осыпаются обои. Видно, что школу изо всех сил стараются содержать хоть в каком-то порядке, но здесь никаким ремонтом не поможешь, нужно строить новую.

Впервые этот вопрос рассматривался в 1986 году. Изготовили проектно-сметную документацию. Но дальше в те смутные времена дело не пошло – а сейчас проект безнадежно устарел.

Этой весной о судьбе Красноярской школы шла речь на заседании комитета по образованию, науке и культуре краевой Госдумы. Для проведения изыскательских работ и изготовления проектно-сметной документации нужно 4,2 млн. рублей, для строительства нового здания – 95 млн.

Директор Красноярской СШ № 3 Татьяна Савченко и глава Красноярского сельсовета Гасан Гасанханов, водившие нас по школе, многое рассказали о педколлективе, в котором есть победитель нацпроекта «Образование», учительница биологии Ольга Силюкова; о талантливых детях, лауреатах олимпиад; о том, что в школе с успехом используются компьютерные технологии… Было такое впечатление, что они меня убеждают: школа хорошая, поэтому заслужила новоселье. Хотя заслужила она его не за свои успехи, конечно. Просто – заслужила.

XXI век на дворе, и дети, и взрослые имеют право на человеческие условия…

Андроповский район

Александр МАЩЕНКО, Лариса ПРАЙСМАН