Губернатор Гаевский в Госдуме РФ о реформе местного самоуправления на Ставрополье
Ставрополье, как известно, выступило в роли первопроходца: уже в 2004 году территориальная организация местного самоуправления в крае была приведена в соответствие с требованиями этого нормативного акта, а начиная с 2005 года регион выступил по сути тестовой площадкой для реализации муниципальной реформы.
Речь не только и не столько в страсти к экспериментам, отметил губернатор. Имея изначально поселенческую модель организации местной власти, бюджеты и собственность на уровне муниципалитетов, а также неплохой кадровый состав, край естественным образом почувствовал свою готовность двигаться дальше. Многое из того, на что был рассчитан переходный период, у нас на тот момент уже состоялось. Поэтому следующим шагом стало вхождение в реформу.
Для формирования необходимой для этого правовой основы на региональном уровне было принято более ста законов, а также сотни других нормативных правовых актов. И этот процесс продолжается.
Произошло разделение полномочий между различными уровнями публичной власти. При этом гибкость 131-го Закона позволила не только субъекту наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, но и органам местного самоуправления через делегирование полномочий друг другу обеспечивать сотрудничество между районным и поселенческим уровнями. Состоялись реформационные преобразования в имущественных основах местного самоуправления.
Чтобы обозначить масштаб проделанной работы, глава края привел ряд цифр. Из государственной собственности в собственность муниципальных образований передано почти 2200 объектов недвижимости и около тысячи предприятий и учреждений, являющихся юридическими лицами. Встречный процесс (от муниципалов в госсобственность) охватил более ста объектов недвижимости и 67 юридических лиц. Одновременно шла работа по выстраиванию межбюджетных отношений, обеспечению финансовых основ местного самоуправления. В настоящее время участниками межбюджетных отношений в крае являются 330 муниципальных образований. При этом за время проведения реформы кардинально изменились как структура, так и объем межбюджетных трансфертов. Если раньше большинство местных бюджетов напоминали ведомость по выплате зарплат, проще говоря, это были бюджеты потребления и проедания, то сегодня можно с удовлетворением констатировать существенный рост резервов развития территорий.
Думая о стимулах расширения налоговой базы, о заинтересованном отношении к экономике на местах, региональное законодательство установило единые дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Затем, отметил глава края, многие муниципалитеты мягко подтолкнули к решению о замене дотации дополнительными дифференцированными нормативами. И в результате нигде не появилось выпадающих сумм, наоборот, замена дотации позволила привлечь в 2007 году в местные бюджеты дополнительно более полумиллиарда рублей. В настоящее время на дополнительных нормативах работают уже более трети муниципальных образований края. И эта практика будет продолжена.
Кроме того, правительство края активно поощряет процесс реформирования муниципальных финансов за счет бюджетных грантов. И в нынешнем году эта практика распространилась на поселенческий уровень.
Понятно, что составляющие и механизмы реформы будут работать исправно, без скрипа и пробуксовки, только в грамотных, надежных руках. Речь о кадрах. Проблема эта вечная, потому что, к сожалению, нет вечных людей. Именно поэтому и принята краевая целевая программа, в рамках которой ежегодно за счет регионального бюджета проходят обучение более семисот представителей муниципального уровня власти.
Сегодня смело можно сказать, что муниципальная реформа прошла по корневым основам жизнеустройства. Но пионерам всегда достается самое трудное. Тем приятнее, что отчасти на основе нашего опыта последних пяти лет было значительно подкорректировано и усовершенствовано федеральное законодательство. В частности, в нем появилось «обкатанное» ставропольцами право субъектов заменять дотации на дифференцированные нормативы отчислений. Был снижен с 2 до 1,3 пороговый коэффициент при исчислении отрицательных трансфертов, что подтвердило эффективность при выравнивании бюджетной обеспеченности. Вызывает сожаление, что с 1 января 2009 года предлагается возврат к прежнему «порогу» – коэффициенту 2.
Кроме того, поселениям разрешили в уставах закреплять совмещение обязанностей главы местной администрации и руководителя представительного органа власти. И сейчас этим правом пользуются около 60 процентов органов местного самоуправления этого уровня.
Наш опыт подвиг законодателя и к другим принципиальным корректировкам. Это дает ставропольцам основания считать, что не зря трудный отрезок пути был пройден опережающим темпом. Тем, кто идет за нами, будет значительно легче.
Но даже сегодня, по окончании так называемого переходного периода, когда реформа охватила практически все субъекты, у краевой власти есть ряд серьезных предложений, чтобы усилить полученный эффект.
Первое. Не завершен процесс формирования муниципальной собственности, а многие регионы только-только к этому приступают. Муниципалитетам нужны колоссальные средства для регистрации в установленном порядке собственности на объекты недвижимости и земельные участки. Скажем, Ставрополью на эти цели понадобится более 400 миллионов рублей. Сумма для любого региона немалая. А достучаться до Минфина очень сложно, особенно по- одиночке. Поэтому, отметил В. Гаевский, крайне важно сформулировать единую позицию в отношении этой проблемы и выйти с согласованным предложением в правительство Российской Федерации.
Второе. Нет четкого правового взаимодействия с территориальными органами федеральных органов власти. Сложившаяся схема размещения ряда управленческих, банковских, почтовых и некоторых других структур и объектов за последние годы претерпела значительные изменения, причем без учета потребностей муниципальных образований и зачастую – в ущерб потребностям населения.
Например, Степновский район на Ставрополье называют районом филиалов. По линии санэпидслужбы главный для него – город Георгиевск, по линии ГИБДД – Нефтекумск, по дорожным проблемам – Новопавловск и так далее. Все эти города – райцентры других муниципальных районов. Степновцы вправе жаловаться на судьбу. Однако победить филиальную эпидемию без вмешательства федеральных органов нереально.
Третье. В некоторых муниципальных районах и городских округах края до 50% доходов местных бюджетов составляют субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Это достаточно большой объем и соответственно велика заинтересованность субъектов в кадровой предсказуемости на районном и городском уровнях. Однако в соответствии с частью 5 статьи 37 федерального закона только треть членов конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации назначается органами государственной власти субъекта Федерации. Глава края предложил расширить это право и позволить в конкурсных комиссиях высокодотационных муниципалитетов иметь до 50% выдвиженцев исполнительной власти субъекта.
Четвертое. Широко применяется и хорошо себя зарекомендовала практика передачи отдельных полномочий на основании соглашений между органами местного самоуправления поселений и районов. Согласно закону, указанные полномочия осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджета передающей стороны. Однако, отметил В. Гаевский, данная норма вступила в противоречие с положениями Бюджетного кодекса РФ и не может применяться с 1 января 2008 года в связи с тем, что выпала такая форма межбюджетного трансферта, как субвенция, перечисляемая из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на осуществление переданных полномочий. Необходимо урегулировать эту правовую коллизию.
И еще. Целесообразно было бы, по мнению губернатора, дополнить перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы правом отзыва его депутатами представительного органа муниципального образования, если тот был избран из его состава. Пока предусмотрен только отзыв главы избирателями.
В. Гаевский подчеркнул, что весь пакет имеющихся замечаний и предложений по обсуждаемому вопросу готов передать в Комитет по вопросам местного самоуправления. Это тем более важно, что реализация 131-го закона на Ставрополье приблизила власть к населению и расширила возможности граждан в решении проблем и вопросов местного значения, что является бесспорным достижением муниципальной реформы.
11 октября 2008 года