00:00, 10 октября 2008 года

В Георгиевске многоэтажные дома могут остаться без тепла

Более того, по данным за прошлую неделю, к отопительному сезону было подготовлено лишь 32 процента объектов. Но странное дело: в набат бьют горожане и ГМУП «Теплосеть». Муниципальная же власть, на которую законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» возложена обязанность организации снабжения теплом, сохраняет удивительное для такой ситуации спокойствие: первый замглавы города А. Морин утверждает, что Георгиевск подготовлен к зиме, остались лишь рабочие вопросы. Обратившись в краевой комитет по ЖКХ за разъяснениями, мы получили абстрактный ответ: мол, о ситуации знаем, но комментировать не будем.

Под честное слово

Жилищно-коммунальную сферу Георгиевска без преувеличения можно назвать ахиллесовой пятой города. Если кратко пройтись по событиям, которые привели к сегодняшней ситуации, получим следующую картину. Одним из основных положений Жилищного кодекса РФ является то, что к 1 мая 2008 года собственники жилья в многоквартирных домах должны были определиться со способом управления ими. В Георгиевске этот процесс стартовал лишь 1 января 2007 года, поэтому закономерно, что далеко не все обитатели многоэтажек успели осознанно распорядиться предоставленным правом выбора. В итоге к установленному сроку из 194 многоэтажек сто не определились с формой управления. Однако проблему решать было надо, и конкурсы по выбору управляющих компаний проводились муниципалитетом и после 1 мая, о чем свидетельствуют летние номера местной прессы. Впрочем, домов тогда передано было совсем немного. Большинство собственников жилья с завидным единодушием предпочли непосредственную форму управления. Причем не обошлось без активного участия городских властей.

Однако ситуация, когда муниципальная власть «помогала» горожанам сделать свой выбор в пользу непосредственного управления, не уникальна. Такие случаи фиксировались в краевом центре, о чем «СП» писала в свое время. Результат, как говорится, налицо: по данным комитета по ЖКХ по СК, этот способ управления - самый распространенный на Ставрополье. Понятно, что для администраций муниципальных образований он наиболее удобен. Ведь право выбора подрядчиков на осуществление обслуживания и ремонта таких домов остается за чиновниками. Однако для жителей тяга к «самостоятельности» зачастую оборачивается серьезными проблемами: от трудностей заключения индивидуальных договоров со всеми поставщиками ресурсов до невозможности отремонтировать дома за счет средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ.

К примеру, в Георгиевске из 172 многоквартирных домов, избравших непосредственную форму управления, 99 до сих пор не заключили договор на поставку тепла с ГМУП «Теплосеть». Отношения с местным «Водоканалом» удосужились оформить еще меньше горожан. Хотя аферта (инициатива) должна исходить именно от жильцов, а организацию заключения договоров обязана была обеспечить администрация города. Однако, как следует из представления Георгиевской межрайонной прокуратуры, «халатное отношение к исполнению должностных обязанностей органов муниципальной власти и управления города повлекло многочисленные коллективные обоснованные жалобы жителей многоквартирных домов в различные государственные и контролирующие органы о нарушении их конституционных прав на достойные условия жизни».

Под нарушением прав на достойные условия жизни, очевидно, имелось в виду неоднократное отключение в том числе теплоэнергии, на которое, по признанию руководства георгиев-ской теплосети, приходилось идти, чтобы привлечь внимание администрации города к неконтролируемости расчетов за теплоэнергию в городе, ведь в большинстве случаев тепло поставлялось и поставляется до сих пор под честное слово. Информация о том, какой дом и в каком объеме его оплатил, из местного ЕРКЦ не поступает. «В данной ситуации отследить должников и взыскать с них неуплату мы не можем, поэтому отапливаем город себе в убыток», - говорит П. Вышлов. Причина, как можно догадаться, все та же - нет договоров.

Потенциальный банкрот

По словам директора ГМУП «Теплосеть» П. Вышлова, дело подходит к банкротству вверенного ему предприятия. Будучи собственностью муниципалитета, «Теплосеть» много лет вынуждена была снабжать теплом город фактически под честное слово. Основной его получатель - ГМУП «Производственный трест жилищного хозяйства» - все это время уклонялся от оформления договорных отношений. Последний, уже недействующий, договор датируется 1997 годом. Все попытки понудить его к заключению нового успеха не принесли. Соответственно оплата за отпускаемое тепло вносилась нерегулярно, с просрочками и недоплатой. В итоге один ГМУП задолжал другому 17,5 млн. рублей. Требования рассчитаться по долгам неоднократно возвращались в теплосеть с ответом: мол, между нашими предприятиями нет договорных отношений... Правда, позже ПТЖХ все же пришлось признать факт получения теплоэнергии и подписать график погашения долгов, обязуясь при этом оплачивать текущие поставки тепла. Что, однако, сути не изменило.

А в мае нынешнего года трест начал процедуру банкротства. Причем, уже находясь в процедуре наблюдения и не погасив имеющуюся задолженность перед теплосетью, он продолжал ее наращивать. Другими словами, один МУП вольно или невольно сегодня затягивает другой в трясину разорения. И все это происходит под носом у городских властей. В сентябрь-ском представлении межрайонной прокуратуры прямо говорится, что действия руководства ГМУП «ПТЖХ» и дожностных лиц администрации города имеют признаки уголовно наказуемого преднамеренного банкротства ГМУП «Теплосеть».

Если в ближайшее время ничего не изменится, то к концу года, по расчетам П. Вышлова, снабжение города теплом под честное слово обернется его предприятию долгом в 25 млн. рублей. «И тогда нас можно смело начинать банкротить, - говорит он. – Хотя, утверждает директор теплосети, до нынешнего года предприятию удавалось не просто выживать, но даже выходить в плюс, развивать производство и осваивать дополнительные виды деятельности. В 2002 году у нас было 36 млн. рублей долга, из них к началу нынешнего года нам удалось погасить 33. При том что мы обновляли оборудование и технику, ремонтировали сети, собирали коллектив. Но кутерьма с ПТЖХ засасывает нас в такое болото, из которого теплосеть, если не будет принято кардинальных мер на уровне администрации города, не выплывет».

Здесь, кстати, уместно будет вспомнить прогремевшие на весь край истории с ессентукскими и ставропольскими теплосетями, которые несколько месяцев назад оказались под угрозой банкротства из-за долгов «Ставропольрегионгазу». Тогда в ситуацию пришлось вмешиваться краевым властям. Консенсус вроде бы был найден: на самом высоком уровне газовикам настоятельно порекомендовали не «выкручивать руки» тепловикам. Однако, как стало известно корреспонденту «СП», теплосеть Ессентуков до сих пор функционирует с заблокированными счетами, хотя разморозить их «Ставропольрегионгаз» пообещал еще в апреле.

Сегодня на руках у руководителя георгиевской теплосети стопка исполнительных листов о взыскании многомиллионного долга с ГМУП «ПТЖХ». Проблема в том, что к тому времени, когда начнется дележ имущества предприятия-банкрота, теплосеть сама рискует оказаться в схожей ситуации. «Жители Георгиевска не останутся без тепла, мы подадим его в срок, но за что мы будем покупать газ, я не знаю», - говорит П. Вышлов.

* * *

P.S. Те несколько дней, что ушли на подготовку статьи, городские власти Георгиевска наверняка не сидели сложа руки и вовсю готовили город к зимовке. Процент готовности объектов к отопительному сезону наверняка формально подрос. Однако, по словам специалистов, на реальную промывку и опрессовку систем отопления в одном многоквартирном доме уходит как минимум день. Наверстать упущенное за лето практически нереально. Не обернется ли такая поспешность коммунальными авариями предстоящей зимой?

* * *

Ссылки по теме:

Ессентуки были отключены от газа из-за долгов городских теплосетей

14 июля в Ставрополе будут остановлены шесть котельных

Газовики отменили договоренность об отсрочке ограничения поставок газа в Ставрополь

Газовики угрожают оставить Ставрополь без горячей воды

«Дело - труба»
Газета «Ставропольская правда»
10 октября 2008 года