00:00, 18 сентября 2008 года

Тут нет чужих – все родные!

- Жена после этого от меня отказалась, - рассказывает Виктор Иванович. – Сказала матери: «Мне он не нужен такой. Забирайте к себе». А у матери самой силы на исходе… Так в конце концов и попал я сюда. Привезли уже лежачего. А сейчас, видите, уже немного поправился. Передвигаюсь с помощью коляски. Очень хороший тут уход. Не скучно. И вообще жить можно. На Новый год и в день рождения сослуживцы навещают. Телевизор вот привезли…

И вот так у каждого, кто живет в этом государственном стационарном учреждении социального обслуживания населения – Благодарненском доме-интернате для престарелых и инвалидов – были, как говорится, свои причины для того, чтобы попасть сюда. Кто-то просто не хотел быть обузой для своих ближайших родственников, в том числе и взрослых детей – тех самых, которых когда-то в младенчестве кормили они с ложечки. А кто-то не смог ужиться с детьми из-за своего вредного характера. Да и детей теперь уже не напугаешь предупреждением (как бывало еще несколько десятков лет назад): «Будете ко мне плохо относиться – брошу вас, нерадивых, и уйду в стардом!».

Как бы там ни было, но государственная идеология такова: если детей-сирот стараются сейчас из детских домов перевести в приемные семьи, чтобы по возможности избавить их от казенных учреждений, то стариков-«сирот», наоборот, все чаще определяют теперь в стационарные социальные заведения, где им создаются максимальные условия для нормального, безбедного существования. Причем такие условия, что люди, живущие здесь, не только не стыдятся своего нынешнего положения – «постояльцы дома-интерната», но более того – уважительно, не без гордости говорят: «Это теперь наш родной дом».

Во время нашего посещения Благодарненского дома-интерната, недавно отметившего, кстати сказать, свое шестилетие, именно такие слова приходилось слышать от многих проживающих здесь людей.

- А как же иначе? Родной дом и есть, - говорит Мария Григорьевна Тринкина. – Смотрят здесь за нами, как за малыми детьми. Одно- и двухместные номера. Пятиразовое полноценное питание. Дважды в неделю купаемся: есть даже банщица. Всегда свежая постель. Нас одевают, обувают. Весь обслуживающий персонал живет нашими заботами: праздники – и те встречает только с нами. Руководители интерната и все сотрудники для нас самые дорогие люди.

- Я пять лет уже здесь, - охотно делится своими впечатлениями Прасковья Михайловна Селедцова. – И вот однажды мне дали путевку в санаторий. Поверите ли, кое-как две недели прожила там и больше не смогла: так захотелось сюда – домой!

Прасковье Михайловне ни за что не дашь за восемьдесят. Между тем это так. Она встает в четыре утра, «по холодку», охотно работает на «своем» огороде, выращивая для общего стола огурчики, помидорчики, лучок, укропчик: «Не хочу лежать и ничего не делать – праздность утомляет».

- Я перенесла тяжелый стресс, - рассказывает Раиса Федоровна Наливайская. – Жить не хотелось. Когда оформляла направление в интернат, сомневалась: смогу ли обрести здесь душевное облегчение? Но, тут действительно замечательно! Я хотела бы пожелать каждому, кто попал в ту или иную беду, оказаться в таких условиях.

Интернат существует на средства краевого бюджета. А еще – на те 75 процентов пенсии, которые перечисляют на его счет все проживающие. Не жалко ли им расставаться с этими деньгами?

- Вы думаете, - отвечает вопросом на вопрос Василий Васильевич Кочин, - я смог бы на свою пенсию жить где-либо так достойно, как здесь? Намного ли хватило бы моей пенсии, если учесть, например, хотя бы стоимость лекарств?

Есть у В. Кочина (в прошлом – педагога из Карачаево-Черкесии) еще одна радость: именно здесь он «определился» с супругой: сошелся и наладил семейную жизнь с Валентиной Сергеевной Бураковой.

- Как вас зовут? Когда у нас будет наследник, назовем вашим именем, - шутит он.

- Каждому проживающему у нас, - объясняет главный бухгалтер Ирина Первакова, - три месяца в году разрешается отпуск. Если человек целый месяц находится за пределами интерната, то пенсия ему выплачивается полностью. Но вам верно сказали: люди понимают, что за них доплачивает государство, чтобы они жили, не испытывая никакой нужды. Оставшихся денег людям хватает на их мелкие радости, и даже на то, чтобы поделиться ими с навестившими их родственниками. Но это уже – их личное дело. Лежачие, колясочники? Наша библиотекарь Татьяна Максимова (она еще часто подменяет санитарок) периодически обходит со списком всех инвалидов: «Кому что купить на рынке?» Да, это мы тоже делаем…

Кстати, о библиотеке. Нам, сотрудникам редакции, приятно было увидеть в интернате подшивку родной «Ставропольской правды». Значит, и эта статья, подготовленная по откликам проживающих тут людей, будет прочитана.

- Я когда человека на работу принимаю, - рассказывает директор дома-интерната Сергей Жалыбин, - так прямо ему и говорю: «Да, здесь живут чужие для тебя люди, непростые, капризные. Но ты должен сделать все для того, чтобы им жилось комфортно и чтобы они считали тебя родным». И скрывать не буду: порой мы дома так не ходим за родными, как здесь за чужими.

Благодаря С. Жалыбину, собственно говоря, дом-интернат и стал теперь одним из лучших в крае. А еще – благодаря министру труда и социальной защиты населения края А. Карабуту, специалистам этого ведомства. С их участием и при поддержке главы администрации Благодарненского района Н. Сергеева и главы муниципального образования г. Благодарного А. Квасова под это довольно специфическое учреждение было переоборудовано и доведено до ума бывшее административное здание межрайбазы. Скольких трудов это стоило!

Сейчас здесь – превосходная техническая оснащенность. На бывшем пустыре разбиты фруктовый сад, парковая зона. Настоящий оазис! Своими силами выполняется ремонт помещений… Но директор смотрит дальше. В настоящее время интернат перенасыщен проживающими, а желающих попасть сюда – еще больше. Второй этаж практически полностью приспособлен для лежачих инвалидов…

Выход из ситуации есть: пора строить вторую очередь интерната – для лиц с ограниченными физическими возможностями. И это не просто благое пожелание: давно готов проект, который успешно прошел все экспертизы. Уже заложена часть фундамента. Но вот, когда начнется строительство, пока не известно. Нужны средства. Найдутся ли они у краевого и федерального бюджетов? Хочется надеяться. Ведь никто из нас не застрахован от старости и одиночества.

Благодарненский район