Звонок из космоса
С Олегом Алевтина дружит с того дня, как они, первоклассники, впервые сели за парты в школе № 15 туркменского города Чарджоу, ныне переименованного в Туркменабат.
- Как часто бывает, наш класс разделился на несколько компаний. Вот в нашей оказались Олег, Ира Пшеничная, Ира Ярочкина, Олег Малышев, Майя Агапова и я. Вместе отмечали все праздники, потом почти все попали в волейбольную школу олимпийского резерва, из учеников которой формировалась юношеская сборная Туркменистана. Нагрузка, конечно, была неимоверная - помимо обычных занятий, мы еще дважды в день тренировались по несколько часов. Кроме этого, я еще посещала музыкальную, а Олег художественную школу, так что домой мы только ночевать приходили.
Алевтина вспоминает, что Олег с детства мечтал стать космонавтом, для него это был абсолютно решенный вопрос. Хотя родился в самой обычной семье - отец Дмитрий Иванович работал шофером, мать Таисия Степановна - оператором связи в местном аэропорту.
- Вся его комната была увешана моделями летательных аппаратов и завалена специальной литературой. И вообще он с самого детства отличался настойчивостью и целеустремленностью. Старался быть первым во всем: и в учебе, и в спорте. Все время говорил, что должен быть достоин своего отца — дядя Дима попал на фронт во время Великой Отечественной подростком и уже в 16 лет имел боевую награду.
Алевтина вспоминает, что после окончания школы их дружная компания распалась — все ребята уехали поступать в вузы. Студентами стали не все.
- Я поехала в Ашхабад, в сельскохозяйственный институт, Олег - в Харьковский авиационный. Но ни ему, ни мне первая попытка не удалась - оба недобрали нужного количества баллов.
Пришлось вернуться в родной Чарджоу. Весь следующий год Алевтина и Олег вместе прокорпели над учебниками, помогая и «экзаменуя» друг друга. Штудировали книги вечерами, а днем работали. Аля — в конторе жилищно-коммунального хозяйства, Олег - комплектовщиком авиатехнической базы Чарджоуского объединенного авиаотряда. Настойчивость принесла ожидаемые плоды — на следующий год и Алевтина, и Олег стали студентами. Кононенко поступил таки в ХАИ на факультет «Двигатели летательных аппаратов». На последнем курсе женился: супруга Татьяна училась в том же институте, но на курс старше. После окончания вуза Татьяну распределили в Самару, туда же после выпуска приехал и Олег, который стал работать в ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс». А через несколько лет ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель». Затем началась подготовка к полетам в качестве дублера. Нынешней весной пробил и его во всех смыслах звездный час!
Несмотря на то, что жизнь разбросала школьную компанию по разным городам и даже странам, связи друг с другом они не теряли никогда. Школьная дружба оказалась настолько крепкой, что ребята стали друг другу ближе, чем иные кровные родственники.
- Видеться часто, к сожалению, не удается, - говорит Алевтина, - но мы никогда не теряли друг друга из вида. Раньше, в докомпьютерную эру, обязательно писали письма, сейчас общаемся по телефону или по электронной почте. Олег, несмотря на то, что на родине последнее время бывал нечасто — он подолгу тренировался в Америке на базе НАСА (а если и находился в России, то занят был безумно), ни разу не забывал поздравить с Новым годом, 8 Марта, днем рождения, какой-то знаменательной датой.
Алевтина вспоминает, как гостила с дочками у четы Кононенко в Королёве и Олег возил их в сердце российской космонавтики - Звездный городок:
- Он провел нас по всему городку, показал все - и сохранившийся шкафчик Юрия Гагарина с его личными вещами, и «базы», где космонавты тренируются. Мы побывали внутри той самой МКС, вернее ее точной копии, на которой сейчас находится экипаж Олега. Я была в шоке - так все необычно, и, кроме того, сразу понимаешь, какой это нелегкий труд. Чтобы все это выдержать, по-моему, надо быть сверхчеловеком. Ведь подготовка к полету — это не только занятия и тренировки на тренажерах, но и «экстрим» - тренировки на выживание в пустыне и в лесистой местности, на воде и на суше… Олег, кстати, очень переживал, что так всю жизнь и проходит дублером, ни разу не слетает в космос.
Мечта всей его жизни все же сбылась - 8 апреля этого года он в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-12» в составе 17-й основной экспедиции МКС вместе с командиром экипажа Сергеем Волковым и южнокорейской астронавткой Ли Со Ён полетел к звездам.
С того дня семья Алевтины Ульяновой не пропускает ни одного выпуска новостей: ждут вестей из космоса. Младшая дочка Алевтины Оля — особенно. Ведь два ее рисунка дядя Олег взял в полет в числе тех семисот граммов личных вещей, которые может космонавт пронести на борт корабля. И, как выяснилось, чтобы узнать новости с орбиты, не обязательно включать телевизор. Недавно бортинженер сам... позвонил Алевтине, чтобы узнать, как она себя чувствует после перенесенной операции.
- У меня зазвонил сотовый, - вспоминает Алевтина, - я взяла трубку и потеряла дар речи, когда услышала голос Олега. Сразу подумала, что мне это мерещится — как может он мне звонить, если он сейчас бог знает где вдали от Земли. Слышу, он смеется: мол, это действительно я, нынче космические технологии позволяют не только держать связь с ЦУПом, но и позвонить кому хочется. Не помню, сколько мы проговорили, а когда Олег отключился, я посмотрела список входящих вызовов — вдруг «высветится» номер абонента. Нет, конечно, — никаких цифр. Но я знаю, он позвонит еще — не таков Кононенко, чтобы забывать друзей даже в космосе.