Стахановец Виталик
Служил во внутренних войсках, поговаривали даже, что на сверхсрочную его хотят оставить, а он взял да и вернулся домой, к своему раздолбанному трактору. Бригадир поступок оценил: серьезному парню – и технику солидную. Новый «Кировец» дали. На нем с тех пор и работает – в основном пашет землю. Но это не весь «автопарк», закрепленный за Виталиком, как его здесь любовно называют. Основная его забота - сев, культивация, сеноуборка, прессование соломы, и все это он делает с помощью колесного МТЗ-80 (пятнадцать лет как с конвейера). В общем, подтверждает удостоверение механизатора широкого профиля.
- Прижившийся выпускник ПТУ – явление для хозяйства редкое и поистине счастливое, - говорит бригадир Александр Прах, - сколько мальчишек, с трудом выдержав сезон, вкусив все «прелести» работы в поле, убегают в город, где за день можно сшабашить месячную зарплату колхозника. У нас вот четыре трактора без дела стоят, сварщика нет, о токаре и не мечтаем уже…
Виталию бригадир доверяет абсолютно все работы, он давно уже считается здесь опытным механизатором и серьезным человеком. Агроном Сергей Черномордов на поле ногой не ступнет без линейки: бывает, иной лихач глубину культивации на пару сантиметров уменьшит – по полю проскачет, всех опередив, и горючее при этом сэкономит. Таких «скакунов» в бригаде наказывают по-разному: выговорами, материальными вычетами, а еще для них существует «штрафбат»: косу в руки или метлу – и хлопочи по хоздвору. С Виталием подобного не случалось никогда - потому что он не пытался хитрить. В колхозе еще сохранилась такая форма поощрения лучших работников, как портрет на Доске почета – фото Клочко там «прописано» уж несколько лет, рядом с фотографиями людей, чей стаж насчитывает десятилетия.
- Все бы хорошо, да зарплата маловата. Особенно если стоишь на ремонте, - говорит механизатор, - а когда в поле, то нормально – на севе до 500 рублей в день можно заработать.
Но, конечно, даже на такую зарплату прожить очень трудно, особенно человеку семейному. Потому каждый колхозник старается держать живность на подворье. После уборки выдают натуроплату – кому 10, кому 15, а то и больше тонн зерна. Сено тоже можно выписать по дешевке. Еще обеды в бригаде – почти бесплатно. И под посадку картошки рядок выделяют. В общем, если здоровье иметь да не лениться, жить как-то можно. Виталий, к примеру, корову держит – всегда свежее молоко для дочки, и бычка растит на продажу. Куры, гуси, утки – все как положено в крестьянском доме.
В этом году на севе он первое место в колхозе удерживает, по 40 гектаров за день проходит. Овес и ячмень только что посеяли, теперь пришла пора проса и суданки, а чуть попозже – кукурузы и подсолнечника. Но яровые – не главная работа, хоть без этих культур тоже не обойтись. Озимые – вот куда устремлен взор колхозника…
- Ежегодно в районе мы увеличиваем площади под озимую пшеницу на полторы-две тысячи гектаров, - говорит начальник районного сельхозуправления Анатолий Коваленко, - они занимают сейчас 94 тысячи гектаров, от яровой пшеницы отказались совсем.
По словам Анатолия Федоровича, удачным был прошлогодний опыт сельхозартели «Родина» по выращиванию незаслуженно забытой культуры тритикале. В нынешнем году ее посеяли также и в колхозе «Маныч». Но основная ставка, конечно, делается на пшеницу. Специалисты говорят, что перезимовали посевы благополучно, с мышами всю зиму боролись. Влаги в почве достаточно, так что поводов печалиться о собственных трудах у колхозников нет. Другое дело – цены на горючее, да и другие неприятные для сельского хозяйства сюрпризы – но это уже от них не зависит.