00:00, 21 декабря 2007 года

Выставка художника Николая Бушенева в Ставрополе

Оговоримся сразу: Николай Матвеевич – художник самодеятельный, но, честное слово, не всякому профессионалу удается взять и «нарисовать» … электричество, его веселую, молниеносно летящую силу. Николаю Бушеневу удалось. Сюжет этой работы прост. Вдоль залитой солнцем дороги плотной стеной стоят молодые деревья и словно бы голыми руками держатся за никому не видимые провода.

В его работах, среди которых почти поровну и пейзажных, и городских тем, нет мрачных сцен и суровых идей. Он либо по-доброму спокоен, либо по-молодому светел. Спокойствие – от возраста (художнику уже за 70), свет… от радости, что занимается любимым делом, и от нерастраченных еще надежд. Вот на полотне озеро Байкал, а вот с высоты Волчьих ворот – Сенгилей… Сибирь – первая родина Николая Бушенева, Ставрополье – вторая. Другая «биографическая» особенность выставки – введенные в композицию архитектурные мотивы. По профессии автор – строитель, в 1952 году закончил в Новосибирске архитектурно-строительный институт, проектировал алюминиевые заводы, занимая ответственные должности по разработке объектов. За развитие алюминиевой промышленности Николай Бушенев был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Кстати, названия работ – уже путешествие по его жизни. «Пейзаж в Альпах», «Покровский храм в станице Григорополисской», «Подсолнухи», «Эльбрус», «Стела на улице Доваторцев», «Копия с картины В. М. Васнецова «Три богатыря», «Портики зданий театра драмы и библиотеки», «Бабочка «Фэнтези»… Есть и портреты – деда, отца, внуков. Кстати, внуков у Николая Матвеевича четверо, и все пришли на открытие дедушкиной выставки.

И все-таки между любителем и профессионалом существует некая грань. Самодеятельный художник хочет, чтобы его принимали таким, каким он сам себя понимает. Профессионал же вступает со зрителем в определенную игру. Его заботят и образ, и символ, и необходимость что-то сказать напрямую, а что-то недоговорить…

- В школьные годы, - рассказал Николай Матвеевич, - я занимался живописью в студии при Иркутском художественном училище, где получил хорошую подготовку по живописи, графике и скульптуре. Но в силу сложившихся обстоятельств мне не удалось продолжить художественное образование, зато теперь я будто вернулся в детство к самому себе…

Художественная техника и реальность – лишь часть искусства, их дополняет (должно дополнять!) чувство. Об этом же в своем приветствии пришедшим на выставку сказал и председатель Ставропольского отделения Союза художников России Сергей Паршин: «В искусстве самое главное – искренность, и она у Николая Матвеевича есть». Кстати, Сергей Паршин пригласил художника организовать экспозицию своих работ в Ставропольском выставочном зале – что ж, это престижно! И это – высокая оценка профессионала.

«Свет радости»
Газета «Ставропольская правда»
21 декабря 2007 года