00:00, 18 декабря 2007 года

Премия Правительства РФ в области печатных СМИ в Ставропольском крае присуждена впервые.

Представители «Российской газеты» встретились с Василием Балдицыным, чтобы узнать, что стоит за этой победой и как ее расценивают в коллективе.

- Василий Вячеславович, корреспонденты «Ставропольской правды» ежегодно занимают призовые места в различных профессиональных конкурсах, так что к успехам вашим сотрудникам не привыкать. Да и самой газете часто присуждают те или иные премии. Нынешняя награда – очередная в числе многих подобных?

- Как раз не очередная. Это правительственная премия – одна из высших степеней признания со стороны государства. Она ценна еще и тем, что мы получили ее без какого-либо расшаркивания перед местной властью. Даже, я бы сказал, вопреки убеждениям отдельных высоких чиновников. Вы правы, у «Ставрополки» за 90 лет ее существования накопилась масса «вещественных доказательств» профессионализма сотрудников. Но государственной оценки нашей работы на столь высоком уровне, полагаю, не было. Хотя наряду с государственной это одновременно оценка и профессионального сообщества. В комиссию правительства входили знаковые фигуры журналистики страны (в том числе генеральный директор «Российской газеты» Александр Горбенко. – Прим. авт.), а окончательное решение принимал высший орган исполнительной власти России. На сегодняшний день обладателей такой премии (вручаемой последние три года) из провинции можно буквально пересчитать по пальцам. И в крае это первая журналистская награда столь высокого уровня. Даже не могу предположить, когда появится вторая. Но здесь простая арифметика. В стране более 80 регионов. Если ежегодно будет то же число лауреатов-провинциалов, для того, чтобы в каждом субъекте появился хоть один награжденный, потребуется четверть века. А ведь во всех регионах есть достойные издания.

- По каким критериям отбирались претенденты на премию?

- Средства массовой информации должны были доказать, что их работа социально значима – имеет общественный резонанс. Сегодня в некоторых СМИ считают, что хвалебные опусы о нацпроектах и есть социально значимая работа. На мой взгляд, это не так. В каждом регионе множество острых проблем, и люди ждут от газеты определенной помощи, ведь не секрет, что до чиновников простому человеку трудно достучаться. А поскольку СМИ – это четвертая власть, мы стараемся откликаться на потребности социума – поднимаем острые, общественно важные темы. Властям это не всегда нравится, зато читатели на такие материалы реагируют. Но ведь мы и работаем для них. Выбор комиссии в нашу пользу был сделан не только на основании представленных публикаций «Ставрополки». Деятельность газеты анализировали на протяжении длительного времени, выходили на сайт, изучали другие стороны нашей работы.

- В числе учредителей «Ставропольской правды» - правительство и Госдума края. Поделитесь секретом, как удается газете проводить собственное, порой противоположное официальному, мнение, и отвечать на запросы аудитории?

- Действительно, работать в издании, учредителями которого являются две ветви власти и которые, к тому же, не всегда друг с другом согласны, сложно. Особенно, если придерживаться принципа, что газета должна следовать традициям журналистики. А мы считаем именно так, поэтому в глазах власти мы всегда во всем виноваты. Но в таких случаях я говорю своим сотрудникам: значит, мы поступаем правильно. Так называемая правительственная газета, коей считают «Ставрополку», достаточно жестко критикует работу и поступки конкретных чиновников (и не только их), причем не голословно, а с цифрами и фактами в руках. И в подавляющем большинстве случаев, как показывает время, оказывается права. Но даже конструктивная критика – хождение по лезвию бритвы. С одной стороны, это все равно чревато судебными исками, с другой – власть применяет массу методов «кнута и пряника», ведь у нее в руках материальные рычаги. Год назад на газету оказывалось очень серьезное давление. Нам пообещали перекрыть все финансовые краны и «поработать» с рекламодателями так, чтобы все от нас отвернулись. Частично угроза была реализована, в частности, госзаказ передали другому изданию, были и беседы с нашими клиентами. Для снятия санкций требовали изменить позицию издания, сменить редактора. Но мы не сдались. Как показывает жизнь, чиновники приходят и уходят, а газета остается.

Что касается судебных войн, мы прошли через огромное количество исков и выиграли практически все. Когда одиннадцать лет назад я вернулся в «Ставропольскую правду», даже представить не мог, что защищу юридический диплом, потом диссертацию и буду учить этому студентов – уже шесть лет преподаю юриспруденцию в Ставропольском госуниверситете. Профессия заставила! Как юрист участвовал во всех судебных процессах, касающихся издания. На сегодняшний день газета имеет репутацию, позволяющую избегать внимания Фемиды. То есть люди, которые после самой безобидной публикации непременно побежали бы в суд, теперь знают: для того чтобы выиграть у нас или хотя бы участвовать на равных в процессе, нужны веские основания.

Конечно, бывает, что газета ошибается. Но системность проверки подхода к делу такова, что ошибки наши минимальны. И даже если мы прокалываемся, тут же делаем все, чтобы это исправить. Безусловно, стараемся сохранить имидж. Впрочем, как и загладить причиненный вред, исправить сложившуюся ситуацию. Но, к своей гордости, хочу отметить, что такое случается редко.

- Будучи газетой двух ветвей власти, «Ставрополка» могла бы «плыть по течению» и вообще не иметь проблем…

- Теоретически такой вариант всегда существует. Вообще у СМИ два направления работы – public relations и журналистика. Их нельзя путать. Если газета сервильна, то есть обслуживает власть, это не журналистика. Это public relations и никак иначе. Я был свидетелем, как некоторые наши издания из газеты превращались в сервильные институты. Все они для большой читательской аудитории потерялись. Да, обслуживать власть безопаснее, но журналистика важнее. Работу редактора ассоциирую с умением капитана, ведущего свой корабль против ветра. Если судно поплывет по ветру, окажется игрушкой волн и, в конце концов, утонет. Чтобы идти против ветра, нужно лавировать – сначала взять чуть левее своего направления, потом правее. Так вот, я пытаюсь плыть против ветра и при этом не сбиться с курса, не потерять лица.

- Речь идет о золотой середине?

- Именно так. Признание наших заслуг на уровне федерального правительства – очень серьезный козырь для нас, в частности, во взаимоотношениях с местной властью. Это означает, что мы, в общем-то, выбрали правильное направление. Прекрасно понимаем, что плевать против ветра бессмысленно, вечная фронда – не конструктивна. Любой человек, стоящий у власти, имеет плюсы и минусы. И воевать надо не против личности, а с теми минусами, которые видишь. И если тебя не понимают, а ты при этом начнешь чрезмерно давить, тебя вообще откажутся слушать и слышать. Если же ты немного отступишь, а потом обойдешь с фланга, чтобы достичь цели, это будет более разумно. Это называется стратегией и тактикой. Главное – выбрать направление, но при этом по возможности сохранить уважение людей, с которыми находишься по разные стороны баррикад. Это и есть искусство редактора.

- В числе награжденных, кроме вас, – четверо сотрудников «Ставропольской правды». Как вы относитесь к бытующему утверждению, что лицо газеты определяет редактор и соответственно все успехи издания в первую очередь нужно относить на его счет?

- Не буду кокетничать, я разделяю этот известный принцип. Но одновременно я придерживаюсь мнения, что нельзя считать редактора единственным творцом издания. Поэтому, когда встал вопрос о выдвижении кандидатов, сказал, что буду не один. Выбирать было трудно - в газете много сильных журналистов, а предлагать более четырех человек, по условиям конкурса, было запрещено. Уверен, работа сотрудников, включенных в список номинантов после долгих размышлений с моей стороны, заслуживает высокой оценки.

* * *

Вчера в адрес наших лауреатов поступили поздравления от губернатора Ставрополья А. Черногорова, уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае А. Селюкова и коллег из различных регионов страны.

Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА
«По лезвию бритвы»
Газета «Ставропольская правда»
18 декабря 2007 года