Проблемы ЖКХ

Если обратиться к цифрам, только по официальным данным, в России из трех миллиардов квадратных метров жилья около ста миллионов ветхого, более 11 миллионов – аварийного, а еще свыше 500 миллионов «квадратов» – фонд, не видевший ремонта последние полвека... На Ставрополье картина не менее удручающая. По информации министерства ЖКХ, строительства и архитектуры, капремонта сейчас требуют более семи тысяч многоквартирных домов, что составляет 60 процентов всего жилищного фонда края. И с каждым годом эти цифры, к сожалению, лишь растут.

Фонд содействия реформированию ЖКХ, созданный с подачи президента страны, аккумулирует 240 миллиардов рублей. Из них часть денег пойдет на ликвидацию аварийного и ветхого жилья, другая – на долгожданный капремонт. Безусловно, банальной раздачи денег, тем более что речь идет о ЖКХ – одной из самой «прожорливых» отраслей, не предусмотрено. Закон о фонде содержит ряд условий, которые должен выполнить регион для того, чтобы рассчитывать на федеральные деньги. Таким образом федералы все-таки пытаются более активно подключить к решению давно назревшей проблемы местные власти и непосредственно собственников жилья.

Министерством ЖКХ, строительства и архитектуры СК после ряда совещаний выявлено, что рассчитывать на дополнительные «коммунальные» финансы могут считанные города, да и то – лишь имеющие краевое значение. В частности, потенциал есть у Ставрополя, Кисловодска, Пятигорска и Ессентуков. Именно здесь двенадцать основных требований федерального закона либо уже выполняются, либо выполнимы в ближайшее время.

Нормальные условия для развития рынка частного предпринимательства в сфере жилищных и коммунальных услуг – вот по сути главное основание для получения средств фонда. Однако, как показал опрос органов местного самоуправления края, именно это и является самой слабой стороной вопроса. В малых поселениях со слабо развитой инфраструктурой совершенно не развит рынок предложений жилищно-коммунальных услуг. На такие территории, а их в крае большинство, частный бизнес идет неохотно, потому и сфера ЖКХ по-прежнему остается неконкурентоспособной. В частности, они не могут похвастаться необходимым количеством ТСЖ, жилищно-строительных кооперативов и частных управляющих компаний. Кроме того, большинство муниципалитетов «не проходит» и по другой статье: предприятия, оказывающие коммунальные услуги, в районах по преимуществу являются государственными или муниципальными. Потому работа по акционированию коммунальных ГУПов и МУПов только ожидает своего часа. А в нынешнем положении сельские поселения, которые как раз больше всего и нуждаются в поддержке, однозначно остаются за рамками закона.

Что же касается упомянутых городов-претендентов, вполне благополучных по коммерциализации сферы ЖКХ, им также предстоит еще большая работа. Ожидается, что примерно в середине января наблюдательный совет Фонда содействия реформированию ЖКХ объявит о начале приема заявок от российских субъектов. До этого времени в крае должна быть разработана адресная целевая программа по капремонту многоквартирных домов на 2008-2010 годы. Соответствующая заявка уже находится в минэкономразвития и торговли края. Аналогичные программы должны быть приняты также на муниципальном уровне.

Еще одно обязательное условие – софинансирование заявок из краевого и местного бюджетов. Сюда же относится и финансовое участие самих собственников жилья. Пока решено остановиться на пяти процентах от суммы, необходимой на проведение ремонта конкретного дома.

К слову, даже если в будущем году средства Фонда содействия реформированию ЖКХ пройдут мимо Ставрополья, сам по себе федеральный закон, по оценкам специалистов, имеет принципиальное значение. Он устранил некоторые «пустоты» в действующем законодательстве. В частности, наконец конкретно определены виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Этот перечень будет очень кстати гражданам, пытающимся в судебном порядке добиться от ЖЭУ и управляющих компаний долгожданной «починки» домов.

Юлия ЮТКИНА

Возможно, будет ремонт / Газета «Ставропольская правда» / 22 ноября 2007 г.