Церковь и пресса: диалог открытый и откровенный
В Граде Креста - и это символично - встретились люди, объединенные общим серьезным делом духовного оздоровления российского общества, осуществляющие эту задачу через Слово, будь то слово печатное или произнесенное по радио и с телеэкрана. Сразу скажу: это люди очень разные и по политическим взглядам, и по возрасту, и по служебному положению, что придает их встрече еще большую яркость и весомость одновременно. Собственно, даже состав президиума на пленарном заседании стал наглядным тому подтверждением: рядом с епископом Феофаном можно было увидеть зампреда правительства Ставропольского края Любовь Волошину и главного редактора «Ставропольской правды» Василия Балдицына, рядом с руководителем пресс-службы Московской патриархии протоиереем Владимиром Вигилянским - федерального инспектора аппарата полномочного представителя президента РФ в ЮФО Петра Марченко, за одним столом - генеральный директор телевизионной компании АТВ-Ставрополь Валерий Голубовский и депутат ГДСК, ректор Ставропольского пединститута Людмила Редько, главный редактор телекомпании СКЭТ Николай Капустянский и замдиректора ВГТРК «Ставрополье» Аждаут Ибрагимов, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин и ректор Института дружбы народов Кавказа Татьяна Ледович...
Огласив приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия ll, благословившего фестиваль на плодотворную работу, владыка Феофан выразил уверенность, что эта необычная встреча станет открытым и откровенным диалогом церкви и прессы. Мы живем в такое время, когда церковь свидетельствует слово Христовой истины не только через строительство новых храмов, социальную деятельность, но и через прессу. Церковь в современном мире стала объектом пристального внимания СМИ. На Юге России это тем важнее, что информационный образ региона пока что в глазах страны оставляет желать лучшего, заметил владыка. А Русская православная церковь, к её чести, никогда, на протяжении всей истории, не отделяла свою судьбу от судьбы России, словно в продолжение слов епископа сказала с трибуны фестиваля Л. Волошина. Она всегда проявляла себя в качестве важнейшей духовной силы общества, его, по сути, идеологического фундамента. Мнение умудренного опытом журналиста в большой мере влияет на нашу жизнь. Благодаря таким журналистам именно из уст священнослужителей люди чаще всего слышат прекрасные слова о любви к родителям, к Родине, о чести и милосердии. Церковь выступает надежной хранительницей русской культуры, особенно русского языка, считая себя обязанной содействовать государству в воспитании личности. Сегодня значительная часть общества слабо защищена не только в материальном, но и в духовном отношении. Достаточно сказать о том, как вот уже два десятилетия в страну беспрепятственно проникают деструктивные конфессии, разрушая нравственный мир личности и семьи. Да, взаимоотношения государства и церкви очень тонкий и деликатный вопрос, заметила также Л. Волошина. Но надо всем нам понимать главное: люди хотят получать больше информации о социальной деятельности церкви, её участии в патриотическом воспитании молодежи, о её миротворческой роли.
От имени журналистской корпорации края и ЮФО участников фестиваля приветствовал главный редактор «Ставропольской правды» В. Балдицын, подчеркнувший, что одной из важнейших тем для профессионального журналистского сообщества является сегодня отсутствие общепризнанной моральной хартии, основанной не на законе писаном, а на своде нравственных установок. Ни для кого не секрет, что в ХХ веке в России была основательно подорвана столбовая религиозно-этическая традиция, которую не слишком успешно попытались заменить пресловутым моральным кодексом строителя коммунизма. И это отразилось в целом на моральном духе общества, и журналистского сообщества в частности. Обращение к истокам, связанным с верой, - это, в общем-то, попытка что-то сделать для своего будущего. В России при всей терпимости к разным конфессиям всегда доминирующей, государствообразующей религией было и остается православие. «Ставропольская правда» - общеполитическая газета, но у нас очень много серьезных размышлений на темы православия. И эта линия обязательно будет продолжена. В. Балдицын сказал также, что в свое время именно на Ставрополье вышла одна из первых в современной России православных газет.
С той поры российскими СМИ проделан очень большой путь, подчеркнул, обращаясь к собравшимся, протоиерей Владимир Вигилянский. Сегодня нам уже трудно представить те не столь далекие годы, когда в газетах нельзя было ничего прочесть даже о событиях с участием самого Патриарха или Священного синода. В начале 90-х годов властная элита едва не ужаснулась тому авторитету, который уже тогда был у церкви и какого не было у самых важных государственных институтов вплоть до президентского. Она увидела в церкви силу, направленную против себя, и всячески пыталась противодействовать ей. Игнорирование голоса церкви было свойственно центральной прессе - печатной и электронной, чем, кстати, региональная пресса выгодно отличалась. Словом, в тот период информационные войны церковью были большей частью проиграны.
Прорыв этой информационной блокады свершился благодаря Интернету - самой дешевой, демократичной и доступной форме получения информации. У церкви появились собственные сайты, порталы, Интернет-издания, и число их постоянно растет. Старая Россия вынуждена отступить перед новой, открытой Россией. И нам, добавил протоиерей Вигилянский, удалось занять серьезный сектор в информационном поле. Это не означает безоблачности ситуации. Достаточно вспомнить о неутихающих дискуссиях - в том числе на самых высоких уровнях - по поводу «Основ православной культуры». Мы пытаемся объяснить обществу: запрет «Основ...» впрямую разрушает нашу национальную безопасность, прежде всего духовную. Как известно, президент страны подписал Концепцию национальной безопасности. Но какой, скажите, сегодня еще есть предмет в школьной программе, который бы говорил детям о традиционных национальных ценностях? Известное же письмо академиков президенту об «Основах...» можно сравнить с «апелляцией городовому», как говорили до революции. Сама его форма и характер доноса отвратили многих. А по содержанию - вообще откровенная клевета. Там пишется о войне церкви против науки. Ложь! Наша церковь никогда не воевала с наукой, наоборот, уже в первом российском университете открывала студенческий храм. И всегда провозглашала свое стремление помогать науке в поиске истины. Это «послание» даже в светских СМИ получило вполне адекватные оценки.
Протоиерей Вигилянский привел еще один красноречивый пример: осуществляется федеральная программа компьютеризации всех школ страны. Но что увидят дети в Интернете, когда они туда войдут благодаря повальной компьютеризации? Игры с «убивалками», разврат, пошлость во всех проявлениях... Что мы, православные журналисты, сможем этому противопоставить? И разве не спросят с нас потом за это? Вот и получается: если мы не будем пред-угадывать запросы общества, грош нам цена. Не хвалиться победами, а видеть проблемы - вот задача православной прессы. Недавно, освещая визит Патриарха Алексия ll во Францию, газета «Фигаро» назвала РПЦ «самым стабильным институтом в нестабильном государстве»... Вот такое свое-образное признание авторитета. Которому надо соответствовать.
Православный журналист в современном мире обязан быть... богословом, полагает ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. Наверное, можно с этим в чем-то и поспорить, когда речь заходит о журналистах светских СМИ, работающих над темами религии. Ибо они имеют дело не с проповедью в чистом виде, а отражают реалии жизни, одной из которых является деятельность церкви. Их «проповедь» иная. Но вот в чем невозможно не согласиться, это в том, что нельзя смешивать пиар и журналистику. Тут уже речь идет о профессионализме и самоцензуре. Задача журналиста - создание летописи современности во всей широте и сложности. Пока что нередко встречаешь публикации - этакие односторонние картинки церковной жизни. Тут стоит вспомнить, что действующие ныне учебные программы факультетов журналистики светских вузов написаны с атеистических позиций. Полезно оглянуться в свое прошлое, увидеть в практике того же ХlХ века примеры поразительной свободы, высказывания невероятно разнообразных, противоречивых, взаимоисключающих мнений, но вместе являющих столь же удивительно благожелательный, компетентный разговор о церковных проблемах. Это было, и этому нужно учиться.
С огромным интересом слушал зал эмоциональное выступление председателя общества «Радонеж» Евгения Никифорова. Особенно его мысли о роли региональной прессы, которая работает внутри епархий, обращаясь к священству, к власти, к местной интеллигенции. Но есть у всех - и в столицах , и в регионах общие проблемы, в центре которых - человек с его сегодняшними духовными потребностями, погруженный в весьма непростые условия, нуждающийся в духовном окормлении и средствами СМИ в том числе. Е. Никифоров проиллюстрировал свои мысли конкретным примером: с какой настойчивостью нашему обществу сегодня навязываются такие, с позволения сказать, ценности, как сексуальная «свобода». Парадами сексменьшинств нас, граждан православной страны, проверяют на прочность. И тут роль журналистов невозможно переоценить.
Отнюдь не церковные проблемы, считает он, затрагивают дискуссии об «Основах православной культуры». Речь не о Законе Божием, на который без конца ссылаются противники «Основ...», речь, по большому счету, о нашей национальной идентичности. А религия есть неотъемлемая часть существования как отдельного человека, так и всего социума. Ее не выкинешь из жизни, как не выкинешь театр, спорт, учебные заведения... Чтобы общество развивалось здоровым, надо дать ему такую возможность. 85 процентов населения страны причисляют себя к православным. Как они раскрывают свою религиозность - вопрос их личного спасения. Главное - они сделали собственный нравственный выбор и имеют право на знание собственной национальной религиозной культуры. Тогда у нас не будет мракобесия, сект, всевозможных лжепроповедников, вещающих с телеэкранов. А еще добавил: хорошо, что проходят такие фестивали, где встречаются православные журналисты, но еще лучше будет, когда каждый журналист России будет работать как православный человек.
Глубокий отклик нашло в зале выступление удивительной женщины, журналиста по профессии, а сегодня - настоятельницы Богоявленского Аланского женского монастыря матушки Ноны. Именно профессия привела ее к жизни церковной, которую прежде не знала. Она из Осетии, где люди сегодня особенно нуждаются в лечении духовных ран. Не случайно там ежегодно происходят невиданные в других регионах массовые крещения как сознательное стремление народа к духовному здоровью. А в это же время ряд СМИ уверяют: осетинский народ - язычники. При том что Осетия - земля древних христианских святынь. Скоро, рассказала матушка Нона, при монастыре откроется реабилитационный центр для детей Беслана, пострадавших в тер-акте. Но почему-то журналистов в данном случает интересует не то, чем будет заниматься Центр, а прежде всего - «откуда у церкви такие деньги»... Невольно вспомнилась ситуация вокруг Успенского кладбища в Ставрополе, когда некоторые, прости их Господи, собратья по перу измывались над пожилым священником, задумавшим построить здесь православную школу. Не личные апартаменты! И не сауну, не казино... Кто же скажет народу правду, если не пресса?
* * *
Невозможно в одном материале охватить всю палитру фестивальных дискуссий. Каждый из состоявшихся круглых столов и мастер-классов достоин отдельной серьезной публикации. До- статочно назвать их основные темы - «Религиозная тематика в прессе», «Моральная ответственность СМИ», «Молодежь и православная пресса», «Продюсирование православных проектов на региональном телевидении»... Все это, несомненно, даст новую пищу журналистским умам. Но и сердцам - обязательно.
Завершился фестиваль подведением итогов конкурса творческих работ в номинациях «Радио», «Печатные издания», «Телевизионные передачи», «Документальные фильмы». Среди дипломантов - представители разных субъектов ЮФО: радиожурналисты Кабардино-Балкарии и Ставрополья, газетчики Ростова и Кавминвод, тележурналисты Адыгеи и Краснодара. Но главным «призом» фестиваля, думаю, стало счастливое осознание духовного товарищества с коллегами по профессии. Хочется верить, что журналистам еще немало удастся сделать вместе со служителями церкви в обретении Россией той культурной национальной идентичности, о которой так горячо говорилось с трибуны.