00:00, 6 октября 2007 года

Был врачом, стал пациентом

Случай этот не единичен. Несколько лет назад в Изобильненском районе хирург упал в операционной и умер, зам. главврача Новоселицкой ЦРБ принял пациентку и скончался прямо на рабочем месте. Происходит это потому, что абсолютное большинство медиков трудятся с узаконенным перенапряжением. Ведь в среднем укомплектованность врачами на Ставрополье едва достигает 69 процентов, средним медперсоналом – 79. Из-за низкой зарплаты люди соглашаются на совместительство, то есть работают с ежедневной перегрузкой – на 1,2-1,5 ставки.

Бывает, дежурный врач не выходит из больницы по 30-40 часов. В сельской местности положение еще хуже: часто один доктор или фельдшер обслуживает несколько поселков и хуторов, выезжая (если есть на чем) на вызовы к больным в любое время дня и ночи, и в выходные, и в праздники.

Без нервно-эмоционального напряжения не обходится ни один операционный день у хирурга, ни одно дежурство «Скорой помощи» - ведь нередко приходится спасать умирающих, брать на себя ответственность за жизнь человека.

В большинстве поликлиник - теснота. Врачам и медсестрам, как правило, негде переодеться и перекусить – помещений для этого не предусмотрено, да и в кабинетах прием больных нередко идет в три смены. И далеко не во всех стационарах есть для докторов уголок, где они могут провести минуту отдыха.

Сапожник, как говорят, часто бывает без сапог. Вот и врачи не имеют возможностей для восстановления собственного здоровья. В крае у них нет ни одного ведомственного санатория, ни одной базы отдыха на Черноморском побережье или где-либо еще. Получить льготную путевку на курорт для каждого медика, как для всякого бюджетника, - редкая удача.

Официально признано, что 70 процентов медицинских работников трудятся во вредных условиях: это и ночные смены, и стрессы, и невозможность соблюдения правил личной гигиены, а главное – наличие неблагоприятных физических, химических и биологических воздействий, которые сопровождают каждого, кто посвятил себя практической медицине. Особенно это ощущает на себе персонал инфекционных, онкологических, психиатрических отделений, а также физиотерапевтической, рентгенологической, патологоанатомической и некоторых других служб. Неудивительно, что медики болеют, как все люди, и нередко тяжело. Не обходят их и профессиональные заболевания.

Недавно, в рамках реализации приоритетного национального проекта по здравоохранению, была проведена диспансеризация работников бюджетной сферы. Прошли медосмотры и коллективы лечебно-профилактических учреждений края. Результаты вы-звали у многих настоящий шок. К примеру, в одном из крупнейших санаториев Ессентуков, где трудятся больше тысячи человек, после обследования половины сотрудников выяснилось, что практически здоровых среди них лишь 16. И в других ЛПУ количество медиков, у которых не обнаружили какой-либо патологии, не превышало 3-5 процентов.

Не удается врачам и медсестрам избегать и несчастных случаев на работе. Только за один прошлый год в государственных и муниципальных медучреждениях края получили различные травмы 45 сотрудников, из них 34 женщины.

Например, не исключены несчастные случаи в процессе экс-плуатации техники. Так, в одной из краевых больниц в 2006 году инвалидом стала оператор прачечной, ей в результате травмы пришлось ампутировать руку.

К серьезным последствиям для здоровья медицинского работника может привести и так называемая биологическая авария, когда во время какой-нибудь диагностической или лечебной манипуляции на руке у него рвется резиновая перчатка, и появляется реальная опасность заразиться вирусным гепатитом, туберкулезом, геморрагической лихорадкой или другими инфекционными заболеваниями. И такие случаи в крае есть.

В последние годы участились и хулиганские нападения на врачей и медсестер во время исполнения ими своих служебных обязанностей. Неуравновешенные родственники и друзья пациентов, обезумевшие от горя, набрасываются на медиков с кулаками, а то и с ножом или огнестрельным оружием.

Словом, медицинская профессия «и опасна, и трудна». А потому у некоторых категорий медиков есть кое-какие льготы. К примеру, им положены дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенный рабочий день на отдельных вредных участках, повышенная оплата труда. Однако в августе нынешнего года стало известно, что в недрах российского правительства по проекту Министерства здравоохранения и соцразвития РФ разрабатывается постановление, предусматривающее сокращение компенсаций за вредность. Медики расценивают это как ущемление прав миллионов работников отрасли и как противоречие Трудовому кодексу РФ.

В Ставрополе недавно был созван экстренный пленум краевой организации профсоюза работников здравоохранения, который выразил негативное отношение к готовящемуся решению и обратился к Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и к председателю комиссии Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения Л. Рошалю с просьбой провести правовую и научную экспертизу предложений Минздравсоцразвития.

Есть такое древнее изречение: «Врач, исцелися сам!». В нем заложен глубокий смысл: только здоровый врач может в полной мере исполнять свой долг перед больным и оставаться верным клятве Гиппократа.