00:00, 7 сентября 2007 года

Тупой и еще тупее?

В общем, все так и было. Я действительно неожиданно заглянула по делам к Сергею Волкову, выпускнику нашего СГУ, когда он увлеченно стучал по компьютерным клавишам и смеялся.

- Чем занимаешься? - спросила его.

- Да вот знакомый из-за океана говорит, что американская тупость их бережет.

Оказывается, с этим самым американцем Сергей периодически встречается в Интернете и задушевно беседует, таких знакомых у него уже немало по всему свету.

- Да, мы примитивные, - продолжал Девид Зибо, - долго не рассуждаем, берем пистолет и стреляем в плохих парней, но благодаря этому американцы достигли того, чего достигли.

- Ты вправду гордишься вашей примитивностью? - не отставал Сергей. - Может, и примеры приведешь?

- Пожалуйста, - отвечал Зибо - включаешь вентилятор, а там надпись: «Не суй палец». На чайной кружке тоже: «Осторожно, можно обжечь губы!». Или покупаешь пачку бумаги с надписью: «Розовая», но этого, конечно, мало. Чтобы до американца дошло, надо обвести это слово яркой розовой каймой. Зато в Афганистане наши парни войну выиграли, а ведь, скорее всего, они даже не знают, где этот Афганистан нарисован на карте.

- Э-э, подожди, - удивляется Сергей, - может, вы и в Ираке выиграли?

Этот спонтанный разговор, в котором и я приняла некоторое участие, стал еще одним поводом поразмышлять об Америке и о России, конечно.

Когда-то в старые добрые времена железный занавес так же, как и театральный, отделил «сцену» от «зала». И произошла великая иллюзия, будто на этой самой мировой сцене, где-то там, в Америке-Европе, все необыкновенно празднично, умно и интересно. А в зрительном зале ничего будто бы особенного - глупая, скучная жизнь...

Может быть, самое поразительное в истории с падением СССР - психологический эффект всеобщего изумления. Когда за один век дважды гибнет грандиозное государство, и все, даже хорошо приложившие к этому двойному событию руку, не верят своим глазам, так по-детски удивляются... О чем это говорит? О том, что предмет разрушения никому не был до конца известен, понятен не был. И этот «предмет» - Россия.

Иными словами, произошедшая с нами свобода, какой бы несовершенной она ни была, имеет тем не менее существеннейшее последствие: страна перестала быть только Родиной, она стала объектом изучения, разгадывания, размышления. И от того, кто, как и когда «переведет» Россию с тайного языка ее судьбы на общепринятый современный, зависит нечто даже большее, чем будущее. Теоретически можно и еще одну революцию пережить, а потом еще одну, цветную и рок-горластую.

Однако мы, самая большая страна в мире, пережили клиническую смерть, побывали там и оттуда вернулись. Может быть, потому только маятник теперь и качнулся в другую сторону.

Едва ли не всю свою историю Россия пыталась доказать, что она, «как все», как Европа. На этом пути приносились жертвы, страна падала, поднималась, ползла, и, когда оставалось совсем немного и вроде бы вот оно: «Мы - Европа!», силы изменяли, и приходилось отступать назад. Маятник качнулся туда, где, чтобы выжить, надо быть самим собой. Вот только как это понять и сделать?

В разговоре с упомянутым американцем меня «зацепила» его наивная мессианская наглость. Когда-то, вплоть до ХХ века, Америка считалась культурной провинцией. Философия протестантской скупости, брошенный Б. Франклином призыв: «Помни, что время - деньги», быстрый экономический рост превратил Америку в страну образцового капитализма. В ней увидели преемницу Римской империи, ее грубой мощи и духа. «Одаренность в политике, праве, колонизации, стремление к накоплению и торговле»... Так описывали американские поэты «римские черты» американцев. Есть, правда, и еще одна примечательная цитата. Один из персонажей писателя Джона Стейнбека говорит: «То, что нас так восхищает в людях, - доброта, открытость, понимание и сочувствие, - в нашей общественной системе не приносит человеку никакой пользы. А те черты, которые мы презираем, - жадность, алчность, скупость, эгоизм - ведут к успеху. И, восхищаясь первыми, мы живем за счет вторых».

А наш Михаил Задорнов, неплохо изучив нравы и обычаи заокеанских римлян, сделал даже себе карьеру. Из концерта в концерт с завидным энтузиазмом он рассказывает о тупости американцев, и вот уже и вилла роскошная в Эстонии, и за-служенный образ патриота. Не берусь сейчас об этом судить, но ведь и серьезный ученый Наталья Нарочницкая, пожив несколько лет в Соединенных Штатах, не раз откровенно высказывалась на эту «тупую» тему, имеющую к тому же, как это ни прискорбно, еще и медицинский аспект. По данным американского национального института психиатрии, в 1972 году в США были госпитализированы более 500000 больных шизофренией. Еще около двух миллионов гуляло по улице и около 60 000 000 были на грани заболевания... Даже дилетант способен тут задаться вопросом: а не связана ли подобная «шизоидность» с ложностью американских идеалов и жизненных целей?

У каждого народа существует создаваемый им собственный «образ истины» - некое представление о самих себе, помогающее противостоять миру или дружить с ним. У американцев «образ истины» таится в образе ковбоя, эдакого героя, ни в чем не сомневающегося, решительного и долго не думающего. Пара слов, пять выстрелов и... гудбай - прав сильнейший, и вовсе не важно, умный он или тупой. Но вообще американцам надоело, что над ними давно и откровенно посмеиваются в Европе. И решили в Голливуде свой национальный изъян поэтизировать. Так появился прекрасный, получивший премию «Оскар», фильм «Форест Гамп», «Тупой и еще тупее» и другие фильмы, где героем выступает «человек с диагнозом», но добившийся, как и сама Америка, в жизни всего - денег, славы, успеха, счастья. Только не надо бы до конца обольщаться. Голливудский «образ истины» не всегда совпадает с реальным. И если действительно «тупость» американцам помогает, это не значит, что она непременно поможет и нам. А ведь американизация всея Руси заметно и незаметно происходит уже не один десяток лет. Да, Америка очень богатая страна, только это богатство ей уже не по карману. Грандиозный национальный долг США - самый большой в мире и сегодня, без преувеличения, Америку со всем ее умом и талантом способен купить Китай, валютные резервы которого превышают безразмерный годовой бюджет американцев. С тех пор, как трудовой капитализм Фордов и Рокфеллеров сменился спекулятивно-биржевым «измом» Сороса, Америка превратилась в финансового террориста, сделав мир заложником своего доллара или успеха и власти - разве это не одно и то же?

И все-таки, что можно противопоставить национальному самодовольству тех, кто относится к России высокомерно? Наверняка можно сказать следующее. Сегодня в сознании людей борются противоречивые чувства и установки, но как прежде, так и сейчас, в нашей стране сближают государство, язык, образ жизни. Однако именно в этой области произошли такие изменения, что число носителей положительных свойств явно уменьшилось, отрицательных - увеличилось. Как же в подобной ситуации вновь стать самим собой? Наша историческая память, душа родной культуры, «образ истины», запечатленный в русской литературе, что-то нам подсказывают. Как, вспомним, радовались молодые либералы

90-х «тупому» молчанию народа в ответ на скоропалительные перемены: «Публика - дура», «Пипл все схавает». И невдомек некоторым до сих пор, что гениальная ремарка Пушкина («Народ безмолвствует») означает не что иное, как приговор. Или хотя бы очень серьезный звоночек. Народ в России уходит в себя, когда внутренне отрешается от того, что не приживается и неизбежно подлежит отмене.

Американский «образ истины» требует от американца чрезмерной активности, русский (вера в чудесное преображение) - терпения. У них главная движущая сила - выгода, у нас - нравственное осознание. И вот этого столь неудобного обстоятельства еще никто отменить не смог.