Чтобы деньги пришли к цели
В период перехода нашей экономики к рыночным отношениям правительство РФ практически утратило контроль за процессом расходования средств, что, безусловно, отрицательно сказывалось на бюджетной политике страны. Стало очевидным отсутствие эффективных механизмов управления государственными финансами. С учетом международного и отечественного опыта в 1992 году было принято решение о создании в составе Министерства финансов РФ единой централизованной системы органов Федерального казначейства.
Территориальное подразделение на Ставрополье появилось 26 февраля 1993 года, когда на должность начальника Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по СК был назначен М. Максименков. В период с апреля по декабрь того же года согласно административно-территориальному делению края была создана сеть органов Федерального казначейства, состоящая из Управления и 33 отделений. На начальном этапе своей деятельности органы федерального казначейства установили контроль за коммерческими банками по совершению ими операций со средствами федерального бюджета.
В 1994 году органы Федерального казначейства по краю приступили к выполнению возложенных на них функций по обеспечению исполнения федерального бюджета. 23 марта 1994 года были совершены первые операции со средствами федерального бюджета, поступившими на финансирование бюджетополучателей. Ставропольским подразделениям, первым в России, было предоставлено право на открытие счетов по учету и распределению налогов и сборов.
Следующим этапом развития казначейских технологий было внедрение в 1995 году порядка финансирования отдельных расходов федерального бюджета за счет доходов, собираемых на территории края, что сократило встречные финансовые потоки и вообще сроки финансирования. Однако, порядок финансирования расходов на банковские счета получателей средств федерального бюджета не обеспечивал эффективного управления средствами и контроля за их целевым расходованием. Решению этих задач соответствовало постановление правительства РФ от 28 августа 1997 года «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета». Органы федерального казначейства приступили к финансированию бюджетополучателей через лицевые счета.
В 1998 году с принятием Бюджетного кодекса РФ (он вступил в действие в 2000 году) начался новый этап современной бюджетной реформы. Закон четко определил состав участников бюджетного процесса, их права и ответственность. Провозглашен казначейский принцип исполнения бюджета, обеспечивший соблюдение норм бюджетного законодательства и институционального разграничения функций кассира и распорядителя бюджетных средств.
В период с 1997 по 2001 год органы федерального казначейства по краю выполнили поставленную задачу по переводу в систему Федерального казначейства практически всех получателей средств федерального бюджета, расположенных на территории края, в том числе учреждений и войсковых частей Минобороны РФ. Началось обслуживание счетов бюджета субъекта и муниципальных образований в части средств, поступающих из федерального бюджета. Данная технология позволила обеспечить прозрачность расходов, своевременное и полное доведение объемов финансирования до получателей средств федерального бюджета по кодам экономической классификации, а также обеспечить предварительный и текущий контроль за расходованием средств.
В рамках реализации федеральной целевой программы развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы правительством РФ была одобрена концепция функционирования Единого счета Федерального казначейства Минфина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета. К реализации данной концепции органы Федерального казначейства по краю приступили уже в 2000 году.
Внедрение технологии Единого казначейского счета по доходам сконцентрировало на едином счете все доходы, поступающие в бюджетную систему на территории края. Безусловно, это позволило совершать операции по управлению доходной частью федерального бюджета. А Единый казначейский счет по расходам дал возможность осуществлять кассовые операции клиентов по расходованию средств с их лицевых счетов в пределах общего остатка на балансовом счете.
В 2004 году был принят целый ряд документов, регулирующих бюджетный процесс, в том числе была представлена новая бюджетная классификация, новое положение по бюджетному учету. Постановление правительства РФ от 22 мая 2004 года «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» изменило целевую функцию бюджетного процесса: акцент сместился от «управления бюджетными ресурсами» к «управлению результатами». Таким образом, повысилась ответственность и расширилась самостоятельность участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств. И такие изменения в бюджетном процессе невозможны были без серьезного совершенствования системы учета и отчетности.
Единый план счетов бюджетного учета, утвержденный приказом МФ РФ в августе 2004 года, концептуально отличается от предыдущих нормативных актов в области бюджетного учета. Новая бюджетная классификация направлена не только на достижение конечных результатов, она должна была привести структуру функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями органов госвласти, в том числе органов местного самоуправления. Эта бюджетная классификация была соотнесена с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов.
Бюджетная классификация и бюджетный учет стали надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса – от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления финансовой отчетности.
С 1 января 2004 года органы федерального казначейства по краю приступили к внедрению нового порядка движения документооборота, сопровождающего процессы финансирования. Он предусматривал доведение через органы федерального казначейства объемов лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета в специальном электронном виде. В 2005 году этот порядок был закреплен в Управлении и во всех отделениях, он создал гибкий механизм выполнения функций участниками бюджетного процесса, повысил оперативность отражения показателей на лицевых счетах бюджетополучателей и достоверность данных.
В связи с утверждением в 2004 году изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений с 1 января прошлого года вступили в действие положения, по которым Федеральное казначейство должно осуществлять кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы страны. Данный порядок кассового обслуживания включает проведение и учет операций по поступлениям в соответствующий бюджет и выплатам из бюджета. Что касается достоинств этого метода, то к ним, безусловно, можно отнести то, что все средства концентрируются на едином счете. А единые счета бюджетов всех уровней сосредоточены в Банке России. При этом применяется единая методология и механизмы кассового обслуживания в части исполнения требований бюджетного законодательства. А система электронного документооборота позволяет осуществлять оперативный обмен информацией. В 2006 году начата работа по подключению к системе электронного документооборота администраторов поступлений, получателей и распорядителей бюджетных средств края.
Важно отметить, что, выполняя всю эту работу, казначейство занимает центральное место в системе учета государственных финансов и создает надежную информационную базу для эффективности принимаемых управленческих решений. Это не означает, что решены все проблемы, нет недостатков и исчерпан запас для функционального развития ведомства. Впереди новые задачи, которые требуют от всех сотрудников органов Федерального казначейства по краю постоянного совершенствования.