00:00, 21 июня 2007 года

Где центр тяжести

- В конце мая Госдумой России принят в первом чтении бюджет на 2008-2010 гг. Впервые в трехлетнем формате. С одной стороны, это означает финансовое планирование на долгосрочную перспективу, а с другой, как отмечают его критики, закладывается недостаточное повышение зарплат, пенсий, пособий, что не обеспечивает провозглашенной президентом борьбы с бедностью. Что делать?

- Бюджет «продавлен» политической силой, имеющей парламентское большинство, партией «Единая Россия». Представители других фракций не поддержали данный законопроект. Но печалиться рано. Законопроект не догма, он принят в первом чтении, в него можно вносить поправки. И какими будут эти поправки, по большому счету зависит от того, за какую партию люди проголосуют в декабре на выборах в ГДРФ. Если «медведи» останутся по-прежнему в большинстве, законопроект не изменится. Я, конечно, не поддерживаю крайнее мнение, высказанное лидером коммунистов Г. Зюгановым, назвавшим этот главный финансовый документ «бюджетом похоронной команды». Однако согласен, что его социальная составляющая явно слаба. При том количестве денег, которые есть сегодня в стране, на нужды людей можно было бы предусмотреть гораздо больше средств. Зачем нам вкладывать средства в иностранные компании, кормить чужую экономику, когда у нас дома есть много сфер, обещающих быструю и эффективную окупаемость инвестиций. Слишком много проблем, на мой взгляд, переложено на регионы. Если учесть, что основная налоговая составляющая уходит в федеральный бюджет, то и ответственность центра за «социалку» на местах могла бы быть большей. Однако ж надо исходить из того, что имеем.

- Нынешняя Дума края начала свою деятельность с пакета социальных законопроектов. Как известно, губернатор назвал эти шаги популистскими, имея в виду неподкрепленность предложений парламентариев финансами. Так где же взять денег?

- Не за горами заседание Думы, на котором окончательно будут приняты законопроекты «О мерах социальной поддержки ветеранов», о повышении детских пособий со 100 до 300 рублей, дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей. Все они, как планируется, должны быть введены в действие с 1 октября. Конечно, на это понадобятся дополнительные средства, которых в действующем краевом бюджете не предусмотрено. Поэтому на том же заседании краевого парламента в бюджет будут внесены необходимые изменения. Стенания же об отсутствии средств преувеличены. Недавно исполнительной властью было «найдено» 2 млрд. дополнительных доходов. Вопрос теперь в поправках, которые надо внести в соответствующие расходные статьи. Будем смотреть, на что эти «сверхдоходы» запланированы. Боюсь, не на финансовое покрытие вышеназванных законопроектов, которые ставропольчане ждут с нетерпением. Но мы это поправим.

- Насколько оправданно увеличение числа депутатов, в том числе работающих в Думе на постоянной основе? Ведь растут соответственно и расходы на их содержание? Все это за деньги налогоплательщиков.

- В связи с увеличением числа депутатов центр тяжести принятия решений, на мой взгляд, переместился в краевой парламент. Под новые задачи продумана и конструктивно изменилась структура аппарата, самой Думы. Раньше было всего пять комитетов, которые не успевали справляться с многочисленными обязанностями. Депутаты работали в 2-3 комитетах одновременно. Как в той детской песенке: «драмтеатр, кружок по фото, а еще мне петь охота». Теперь людей хватает. Все разногласия урегулируются на этапе рабочих групп, комитетов. На заседание Думы выходим с готовыми зрелыми решениями.

- В сфере природопользования накопилось много нерешенных проблем. Что по этому поводу будет предпринято Думой?

- Согласно действующему законодательству налог на добычу полезных ископаемых относится к разряду федеральных. Кроме того, снижает планку отчислений в пользу Ставрополья то обстоятельство, что основные крупные недропользователи зарегистрированы как налогоплательщики на территории других субъектов и основную сумму налогов платят там. В частности, от доходов, получаемых от добычи нефти НК «Роснефть», нам остается всего 4,5 процента (прежняя ставка 15 процентов). Думаю, пришла пора выйти с законодательной инициативой об увеличении территориальной «нефтяной» составляющей. Ведь экологические последствия выкачки недр и проблемы муниципалитетов, где проживают нефтяники, достаются нам. Следует настойчивее вести переговоры с недропользователями о финансировании местных социальных программ.

Другая острая проблема края – утилизация отходов. Полномочия организовать такую работу переданы муниципальным образованиям. Но в большинстве из них нет средств для строительства и эксплуатации полигонов, сборочных площадок, цехов утилизации, отвечающих всем требованиям безопасности. В результате число несанкционированных свалок в крае множится в геометрической прогрессии. Чтобы снять напряжение, во-первых, необходим краевой закон, четко оговаривающий права и обязанности всех ответственных за так называемую «мусорную» проблему, а также целевая программа, способная объединить все источники финансирования, чтобы появилась реальная возможность реализации крупных проектов. Не менее важно восстановить принцип экологической справедливости. Ежегодно в реки, атмосферу выбрасываются тысячи тонн загрязняющих веществ. Но платят за загрязнение окружающей среды в казну только 20 процентов организаций, обязанных это делать. Обеспечить полный сбор экологических платежей, направить их исключительно на мероприятия по охране и восстановлению природных ресурсов, добиться, чтобы такие мероприятия осуществлялись всеми муниципалитетами – все это потребует совместных согласованных действий законодателей и специалистов-практиков, исполнительной власти и правоохранительных органов. К сожалению, край в ЮФО не является лидером по созданию эффективного природоохранного законодательства. Требуют правового регулирования на уровне региона земельные, водо- и лесохозяйственные отношения. Чтобы эффективнее решать проблемы в сфере недропользования, надо также активнее вести поиск инвесторов, готовых вложить деньги в выгодные проекты по разработке полезных ископаемых. Ведь запасы нашей подземной кладовой не ограничиваются нефтью и газом. Но, надо констатировать, не очень охотно притекают на Ставрополье капиталы. Судите сами, с кем инвестору иметь дело, если правительство у нас постоянно обновляется. Должен быть хозяин. А его нет.

- Особо трепетного отношения требует экология Кавминвод. А мы и без того допустили много безобразий в отношении уникальных лечебных ресурсов КМВ, в частности, минеральных источников. Некоторых уже просто нет на карте курорта.

- Согласен и считаю, что необходим краевой закон о КМВ: у администраций городов-курортов и краевой власти должны быть четко очерченные полномочия. Это тем важнее, коль скоро на КМВ реализуется проект Особой экономической зоны. Скоординированные действия позволят создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в передовые технологии, которые позволят эффективней использовать имеющиеся лечебные факторы курорта. А это значит, что со временем край получит дополнительные вливания в бюджет, улучшится инфраструктура, появятся дополнительные рабочие места. Полагаю, что при решении данных задач необходимо обратиться к опыту краснодарцев, много сделавших в последнее время для развития Черноморского курорта. По их примеру необходимо также увеличить вложения в рекламу Кавминвод, чтобы с каждым годом увеличивалось число желающих отдохнуть и поправить здоровье на Ставрополье.