Спят курганы темные, или Как хоронили легенду
Наша справка: по официальным данным, строительство взлетно-посадочной полосы (ВПП) ведется в рамках реализации проекта капитальной реконструкции аэропорта. Вторую ВПП длиной 3,9 тыс. метров и шириной 45 метров планируется построить к концу 2008 года. По словам специалистов, технические характеристики новой полосы позволят принимать все типы воздушных судов и сертифицировать аэропорт Минеральные Воды по высшей категории ICAO. Строительство ВПП ведет трест «Камдорстрой»(г. Набережные Челны), который выиграл тендер на выполнение работ. Авиакомпания «Кавминводыавиа» планирует направить на строительство второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Минеральные Воды 2,2 млрд. рублей.
По закону?
Когда бесконечная вереница КамАЗов, снующая по хутору, стала частью местного пейзажа, народ понял, что пора бить тревогу. Сначала гневные письма хуторян полетели в районную прокуратуру, муниципалитет, руководству Ленинского поселения. Следующая обойма писем направилась в краевую прокуратуру и руководству СК. А затем - в Генеральную прокуратуру и в Комитет по экологии Государственной Думы РФ.
Из письма жителей х. Возрождение генеральному прокурору РФ Виктору Чайке:
«Разработка карьера, являющегося исторической ценностью, ведется круглосуточно. Грунт вывозится на КамАЗах практически непрерывно с интервалом в 2-3 минуты. Курган уничтожен почти наполовину, и, если это варварство не прекратится, будет нанесен непоправимый ущерб не только истории древнейшего региона КМВ, но и всей экологии особой курортно-рекреационной зоны».
- Быстрее всего пришел ответ из Генпрокуратуры, - рассказывает Валентина Величкина, которая возглавляет ряды протестующих хуторян. – В нем нас извещали, что для скорейшего решения проблемы наши жалобы переданы на уровень края… Из краевой прокуратуры дело спустили в прокуратуру районную. Как ни странно, путь «сверху-вниз» оказался более коротким.
Но вряд ли более действенным… Помощник минераловодского межрайонного прокурора Оксана Камышева провела проверку фактов, изложенных в письме жителей х. Возрождение, в результате чего был «выявлен ряд нарушений природоохранного характера». По распоряжению прокурора дело для дальнейшего рассмотрения было передано следователю Сергею Орлову. На сегодняшний день следствие отказывается от любых комментариев.
Воздерживается от объяснений и руководство авиакомпании.
- Сейчас этим делом занимается прокуратура, - сообщила нам пресс-секретарь «Кавминводыавиа» Ольга Максименко. – И пока проверка не закончится, никаких комментариев не будет. Но заверяю вас, что все работы по строительству ВПП ведутся в строгом соответствии с законом.
То, что разработка кургана на х. Возрождение ведется по закону, подтвердил и заместитель гендиректора треста «Камдор-строй» Александр Уточкин:
- По условиям договора, мы должны построить ВПП, а заказчик в лице ФГУАП «Кавминводыавиа» должен предоставить нам место разработки грунта. Решающим фактором оказалось расстояние от места разработки грунта (карьера) до места строительства ВПП, так как оно не должно превышать 14 километров - более дальнее расстояние привело бы к удорожанию строительства. В соответствии с законом, руководство «Кавминводыавиа» оформило лицензию на разработку этого карьера, после чего передало его нам по договору. Все работы планируем закончить уже через три месяца. Мы понимаем, что доставляем неудобства местным жителям, поэтому работаем в круглосуточном режиме, чтобы поскорее все завершить.
Уже все срыто!
Между тем нам удалось связаться с главным специалистом ГУП «Наследие» министерства культуры Ставропольского края Яковом Березиным, который не сомневается, что разработка данного карьера велась вопреки установленному порядку.
- Каждый курган Кавказских Минеральных Вод ценен сам по себе, - рассказывает Яков Борисович. - В этих курганах имеются древние захоронения, представляющие интерес для археологии. Все они обозначены на старых картах 1950-х годов. Курганы КМВ - это могильники, которые датируются примерно третьим тысячелетием до нашей эры. Разработка любого карьера должна согласовываться со специалистами-археологами. В данном случае, уверяю вас, никаких согласований с нами не было. Меня привезли в х. Возрождение, когда прокуратура уже возбудила дело. Ну а что там теперь увидишь, когда все срыто на несколько метров в глубину? Теперь мы уже никогда не узнаем, что там было и какие захоронения мы потеряли…Конечно, это грубейшие нарушения закона.
На вопрос о Великом шелковом пути, который якобы пролегал через этот курган, Яков Березин ответил с улыбкой:
- Про Шелковый путь забудьте. Это всего лишь легенды местных жителей, которым очень хочется в это верить…
Жаль, конечно, было расставаться с такой красивой легендой, но даже если сбросить Шелковый путь со счетов, то все равно эта история рождала больше вопросов, чем ответов. И главный из них заключался в том, кто именно и на каком основании дал разрешение на разработку кургана возле х. Возрождение.
По логике, ответ на этот вопрос должны были знать местные власти. Однако оказалось, что логикой в таких вопросах лучше не руководствоваться..
- У нас вообще никто никакого разрешения не спрашивал, - говорит заместитель главы Ленинского поселения Владимир Силко. – Это самоуправство чистой воды! Земли этого карьера до 1992 года находились в коллективно-долевой собственности Терского конного завода, но потом в связи со сменой собственника они не были переоформлены в соответствии с новым земельным законодательством. Задавайте эти вопросы прокуратуре! Если прокуратура не может приостановить разработку кургана, то какой спрос с местной власти? Какие у нас права есть?
Глава администрации Минераловодского муниципального района Александр Науменко тоже был предельно краток:
- Этот вопрос решался не через администрацию Минераловодского муниципального района.
Чуть позже к нам в руки попала копия «Лицензии на право пользования недрами», выданная компании «Кавминводыавиа» министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды СК за подписью Николая Панасенко.
Итак, круг замкнулся. Когда государственное учреждение выдает разрешение на разработку государственных недр (кургана) во имя государственных интересов, к которым, без сомнения, относится строительство новой взлетно-посадочной полосы, то какие могут быть вопросы?
Впрочем, у жителей хутора Возрождение вопросов уже нет. Потому что с момента их первого обращения в Генеральную прокуратуру до сегодняшнего дня прошло более полугода. За это время от кургана, которым гордились все когда-либо живущие на этом хуторе, ничего не осталось. Глядя на огромный котлован, возле которого все еще кружат КамАЗы, местные старики с необъяснимым упорством повторяют : « А когда-то здесь проходил Великий шелковый путь…».