Нужны ли рекорды
- За годы реформ уровень среднегодового производства сельскохозяйственной продукции сократился на четыре миллиона тонн условных единиц, что оценивается в 16 миллиардов рублей. К сожалению, мы практически потеряли основу животноводства. По сравнению с 1990 годом поголовье коров в сельхозпредприятиях края снизилось в 7 раз, и сегодня молочных коров осталось чуть больше 38 тысяч. Численность свиней снизилась в 3 раза, овец – в 8 раз. Пропорционально сократилось и производство животноводческой продукции.
Край стал поставщиком сырья для других регионов, они и получают прибавочную стоимость, обеспечивают занятость населения и рост бюджетных доходов. В крае же мощности мясокомбинатов и молокозаводов загружены всего на 20 процентов, элеваторов и мелькомбинатов – на 30 процентов, заводов по выработке спирта – на 35 и т.д. Об этом и многом другом депутаты, в том числе В. Трухачев, А. Ворожко, В. Дубина и А. Ширинов, говорили на совместном заседании двух комитетов – по аграрным вопросам и продовольствию, по земельным отношениям и землеустройству. На нем также присутствовал руководитель Земельной палаты Ставрополя А. Алферов.
- Сокращение объемов производства, низкий коэффициент использования мощностей предприятий переработки могут повлечь увеличение числа безработных. В какой степени это затронуло село?
- Из общего числа безработных в крае 70 процентов приходится на сельское население. По сравнению с 2005 годом численность сельских безработных в 2006 году возросла в 1,7 раза. Среди основных причин можно назвать невысокие темпы развития экономики края и как результат – недостаточное количество создаваемых рабочих мест, низкая заработная плата в сельской местности.
Для ликвидации безработицы на селе нужно в первую очередь сохранить существующий уровень производства, то есть сделать все возможное, чтобы не банкротились хозяйства. Государственной задачей номер один должно стать развитие малого бизнеса на селе. Считаю, что за каждый литр молока, сданный на молокозавод, владельцам личных подсобных хозяйств надо доплачивать из бюджета края не менее двух рублей, а за каждый килограмм мяса, реализованный на мясокомбинат, - по 20 рублей. Нужно смелее идти на создание сети сельскохозяйственных кредитных и торгово-закупочных кооперативов по примеру Белгородской области. Их там свыше трехсот – они есть практически в каждом населенном пункте. Это даст возможность под более высокий процент, чем в банке, аккумулировать сбережения населения и по более упрощенной процедуре кредитовать малый бизнес на селе. Краю также нужен закон, позволяющий оказывать краткосрочную финансовую помощь субъектам малого предпринимательства за счет бюджета или его гарантий. Назрела необходимость принять краевой закон «О личных подсобных хозяйствах», сохранив в нем за частниками приоритеты использования сервитута сенокосных и пастбищных угодий, ипотечного (льготного) строительства жилых домов и права поставок продукции для муниципальных нужд.
- В последние годы в крае широкое распространение получило так называемое преднамеренное банкротство. Возможно ли как-то на законодательном уровне противостоять этому?
- Банкротство зачастую подается под маркой инвестирования средств в сельскохозяйственное производство и сопровождается явными нарушениями федерального законодательства. Из 574 сельхозпредприятий в процедурах банкротства находилось 230. Основной причиной такой массовости явились низкая рентабельность сельхозпроизводства и отсутствие реальной господдержки, способной удешевить стоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность на рынке. Не работают в полной мере ФЗ «Об акционерных обществах» и «О сельскохозяйственной кооперации», что позволяет недобросовестным руководителям и их окружению отстранять от власти коллективные органы управления. Сельхозкооперативы не подвергаются аудиторской проверке.
Законодательной власти края пора разработать и принять специальный закон о порядке интеграции и экономическом оздоровлении хозяйств, находящихся сегодня на грани банкротства. А исполнительные органы должны обеспечить соблюдение законов.
- Много вопросов возникает в области земельных отношений. Как вы оцениваете общую ситуацию в крае?
- Землю поделили на паи и передали в частную собственность крестьянам. Теперь бывшие колхозы арендуют участки у физических лиц, отвлекая на оплату аренды около 2,5 миллиарда рублей. К этим расходам прибавляется еще почти миллиард на оформление межевых дел и госрегистрацию договоров аренды. Таким образом, только на эти цели в среднем по краю из сельскохозяйственного производства извлекается свыше трех миллиардов. На эти деньги можно было бы ежегодно приобретать 1150 комбайнов «Дон-1500». Более того, бывший колхоз или совхоз не имеет возможности оформить кредит под залог земли, так как ее у него нет. В то же время не может на него рассчитывать и владелец земельной доли, так как у него есть доля, а не земельный участок.
Отсутствие федерального закона об ипотеке земли лишает сельхозпроизводителей края более 240-миллиардных инвестиций. Работал бы залог земли, для оформления кредитов не приходилось бы искать другое имущество.
Уверен, что сельскохозяйственным товаропроизводителям края, арендующим земли, необходимо пользоваться преимущественным правом приобретения, что приведет к концентрации участков в их руках. Землю должны покупать и муниципалитеты. Мы же, депутаты, должны через Госдуму России решить вопрос безотлагательного рассмотрения проекта федерального закона по ипотеке земли, в том числе находящейся в государственной и муниципальной собственности, и упорядочения «движения» земли через государственный земельный банк.
- При всех обозначенных проблемах краю год от года удается сохранять лидерские позиции по сбору урожая. Как вы оцениваете возможности отрасли и что здесь важно не упустить?
- Почвенно-климатический потенциал края позволяет довести среднегодовое производство качественного зерна до 6-6,5 миллиона тонн, сахарной свеклы – до 1,5 млн. тонн, подсолнечника – до 500 тысяч тонн. Но при этом довольно серьезной проблемой стало перенасыщение севооборотов зерновыми культурами, возросшее валовое их производство влечет за собой неустойчивость цен на зерно. Производить надо не ради рекорда. Валовые показатели, урожайность, удой нужны только селекционерам. Надо считать, сколько прибыли дает один гектар пашни. Это главный рыночный показатель. Надо создавать региональный товарно-оптовый рынок сельхозпродукции, где при помощи биржевых торгов можно будет реализовать будущий урожай. Это придаст характер плановости производству основных видов продукции и их ценообразованию.
Поправок требует Закон «О зерне». Кроме того, нужно добиться увеличения бюджетных расходов на внедрение передовых агротехнологий, восстановление плодородия почв, профилактику заболеваний растений. Ведь раньше на эти цели уходил весь налог на земли сельхозназначения и половина налогов с земель поселений. Теперь эти средства идут на финансирование муниципальных образований. Также, думаю, вполне возможно привлечь инвестиции – государственные и частные – в мелиорацию земель. Не менее важным моментом является разработка законов по производству экологически чистых продуктов питания, их сертификации с целью продвижения их на мировой рынок. Это пригодится и на внутреннем рынке – для привлечения на курорты Кавминвод иностранных туристов и отдыхающих.