00:00, 13 марта 2007 года

Кто обидел медведя

Даже сами «справороссы», кажется, не ожидали столь оглушительного успеха. По предварительным итогам, они опередили «Единую Россию», завоевав в полтора раза больше голосов избирателей. Такой результат в 14 регионах, прошедших в минувшее воскресенье через выборы – единственный. Остальные отдали предпочтение «Единой России». «Справедливая Россия» в лучшем случае заняла второе место.

Сенсацией номер два, в этом сходятся представители всех партий и наблюдатели, можно считать признание наших выборов самыми скандальными. Проигравшие даже грозятся затаскать победителей по следователям и судам. Однако в таком развитии событий есть опасность: претензии взаимны, победителям тоже есть что предъявить правосудию.

Даже политически слепые обязаны были предвидеть, что «семена раздора» с самого начала не могла не сеять «Справедливая Россия», для которой было крайне важно как можно громче заявить о себе. Ведь большинство аналитиков сходились во мнении, что с правящей партией «эсерам» тягаться сложно, разные весовые категории. «Единая Россия» противника недооценила... Чтобы не остаться в тени, к разразившейся «драке» подключились и региональные Союз правых сил и ЛДПР, заявившие о намерении дружить с «эсерами» против губернатора, пошедшего на выборы во главе списка партии власти. В тени осталась лишь прикормленная и униженная КПРФ: мало скандалили и меньше всех потратили на предвыборную агитацию. Электорат это оценил. Хотя протестные симпатии не смогли все же вывести этот «раритетный локомотив» в первый ряд, но третье место – это, безусловно, тактическая победа. Ничего непредвиденного не произошло с замыкающими список партиями. Либеральные демократы безошибочно собрали протестный электорат и получили почти 12 процентов голосов избирателей. «Правые» едва перешли проходной 7-процентный рубеж.

В итоге, по предварительным подсчетам, из 50 депутатских мест 23 достанутся «Справедливой России», 15 - «Единой», 5 – коммунистам, 3 – ЛДПР и 2 – СПС. Еще двое самовыдвиженцев будут «определяться».

Давно не секрет, что эти выборы являются своего рода прологом, генеральной репетицией будущих декабрьских – в Госдуму России. И далее – президентских. Каким будет будущий расклад политических сил, должно быть ясно уже сегодня. Вот почему так ожесточенно бились, а главным – ибо беспроигрышный – аргументом были выбраны социальные инициативы: повысить пенсии и зарплаты, отменить монетизацию льгот и плоскую шкалу подоходного налога, перераспределить стабилизационный фонд. «Вернуть справедливость в жизнь» - этим лозунгом пользовались не только озвучившие его «справороссы», но абсолютно все, в том числе «Единая Россия». Правда, не брезгуя никакими средствами. Что больше всего и не понравилось людям.

Многие считают, что основная борьба, развернувшаяся между «ЕР» и «СР», шла не столько между двумя партиями, сколько между конкретными личностями – губернатором Александром Черногоровым и мэром краевого центра Дмитрием Кузьминым. «Открытием сезона» стало письмо жены губернатора Ирины, обвинившей мужа в неуплате алиментов и слабых темпах развития края. А помимо того – в грубости, жадности и страсти к дорогущим иномаркам. Немедленно в краевом центре появился баннер с надписью «Продай «Бэнтли» – заплати алименты». Все сразу указали пальцем на «Справедливую Россию». Затем началась порядком поднадоевшая читателям всех без исключения газет, обязанных печатать предвыборные материалы, перебранка со взаимными обвинениями в сносе стелы, установленной в память подвига героев-доваторцев в годы войны. Подключилась даже Москва. Спикер Госдумы РФ Борис Грызлов сравнил действия властей краевого центра с действиями эстонцев, намеревающихся снести памятник советским воинам. «Справороссы» в отместку показали фильм, в котором губернатор совершенно недвусмысленно одобряет перенос стелы ради безопасности на крупной транспортной развилке, а Дума Ставрополя (ее председатель прошел в парламент в связке с мэром) лишила его звания Почетного гражданина краевого центра. Аллея почетных граждан в считанные дни осиротела на один пилон.

Другим громким делом в предвыборной гонке стало происшествие в ДК железнодорожников в Минводах, где лидер «эсеров» встречался с избирателями. Собравшихся забросали яйцами и пакетами с грязью. Дмитрий Кузьмин расценил факт как нападение на избирателей и обвинил в противоестественной акции «Молодую гвардию» - молодежное крыло «Единой России». По этому поводу депутаты-единороссы Госдумы РФ обратились в Генпрокуратуру с требованием привлечь лидера «эсеров» за клевету. Также вспомнили ему присутствие в августе прошлого года на месте аварии автомобиля Игоря Тарасова, в то время главы администрации Пятигорска. Тогда погибли пять человек. С места аварии раненого Тарасова увез мэр Ставрополя. И… воспользовался агитационной возможностью, обвинив лидера списка «Единой России» в «покрытии» того же Тарасова. Обменялись «партнеры» и судебными исками. Взаимных обвинений не перечесть. Вершиной пиар-технологий с обеих сторон можно считать сбор подписей на улицах за отставку и губернатора, и мэра. Заказчики, понятно, разные.

«Справедливая Россия» строила свою предвыборную кампанию не только на социальных обещаниях, но и на решимости превратить выборы парламентские в выборы «справедливого губернатора». Об этом заявлялось на всех встречах с избирателями и в СМИ. «Партия победит и тогда нам не составит труда устроить «импичмент» губернатору», – убеждал Дмитрий Кузьмин. Неожиданно его союзниками стали лидеры местных списков ЛДПР и СПС, скандальный шоумен Андрей Разин и Борис Оболенец (кстати, оба уже депутаты). Мирно и даже как-то лениво дебатируя в прямом эфире о будущем России, «в кустах» эти два собеседника обнаружили «рояль», которым оказался неизвестно как попавший в студию Дмитрий Кузьмин: на глазах у изумленных телезрителей и заключили пакт. Впрочем, ЛДПРовцев трудно заподозрить в осознанных действиях, ибо главный вождь либеральных демократов Жириновский заявил и о том, что в «грехах» лидера «справороссов» еще должны разобраться правоохранительные органы. Это, видимо, на всякий случай, все-таки чаша весов еще нервно подрагивала.

Впрочем, такая мимикрия уже никого не удивляет. Политика допускает и не такие «душевные» метания. Скажем, Андрей Разин с Черногоровым был ближе некуда, а теперь не упустит случая лягнуть губернатора по любому поводу. Соратники по «Справедливой России», нынешний и бывший мэры Ставрополя Дмитрий Кузьмин и Михаил Кузьмин, тоже несколько лет находились по разные стороны баррикад. А на агитационных биллбордах предстали перед избирателями под девизом «Единение ради справедливости». Еще интереснее складывались отношения у записного демократа Василия Красули и губернатора, ныне «единоросса», а в недавнем прошлом коммуниста. Пять лет тому назад первый получил условный срок за критическую статью о главе края. А совсем недавно, буквально в канун выборов, Страсбургский суд признал его невиновность да еще и присудил компенсацию за моральный вред. Хотя теперь Красуля критикует не Черногорова, а его оппонента, обвиняя того в коррупции и незаконном строительстве.

«Единая Россия», борясь со «справороссами», на протяжении всей кампании активно подтягивала на Ставрополье «тяжелую артиллерию». Кого только не пришлось повидать краевому центру и Кавминводам за этот месяц, в том числе Сергея Шойгу, Юрия Лужкова, Бориса Грызлова. Последние два предпочли не посещать оккупированный «противником» Ставрополь. Тем не менее в ходе предвыборной кампании на Ставрополье высадился десант из трех десятков федеральных депутатов-«единороссов». Это сколько же денег из федеральной казны ушло у депутатов, чтобы оплатить свои многочисленные и многодневные перемещения.

Административный ресурс, впрочем, демонстрировали на этих выборах оба соперника. Конечно, лидеру «Единой России» было легче, его «территория справедливости» – весь край. А Дмитрия Кузьмина на «чужой» территории забросали яйцами. Зато в Ставрополе он демонстрировал явное преимущество, даже наружной политической рекламе «единороссов» был поставлен заслон. Те, конечно, «просочились», но не сразу и не в большом количестве. А еще оба соперника рассказывали о своей приверженности политике президента. Избиратели терялись в догадках, кто же из них «президентее».

В том, что создание второй партии, которая могла бы составить конкуренцию «Единой», идея Кремля, уже мало кто сомневается. Только вот мало кто ожидал, что проект второй партии власти окажется удачным. «Единую Россию» практически застали врасплох. Еще в январе соцопросы не сулили партии Миронова более трех процентов симпатий респондентов. Сегодня ситуация иная. «Справороссы» набирают очки по всей России, но Ставрополье как обычно удивило мир. Что с этим делать, задумались даже «единороссы». Борис Грызлов, как только стали известны предварительные итоги голосования, заявил, что необходимо разобраться как с руководством регионального отделения «Единой России», так и с главой исполнительной власти края. «С таким результатом губернатор не может работать», - заявил он вчера. Что прозвучало прямой угрозой кандидату номер один списка от партии власти на Ставрополье. Надо сказать, принятие в партию губернатора стало роковым шагом для «единороссов». Из Москвы это не увидели…

Конечно, ситуацию можно сравнить с медовым месяцем. Пока избиратели очарованы. «Справедливая Россия» по всем законам психологии грамотно тронула за самое больное. Отсутствие справедливости в России, в том числе на Ставрополье, действительно большая проблема. И если многие головой понимают, что многое из прозвучавших обещаний нереально, то сердцем - «за».

Еще одна причина нынешнего результата – стратегическая. «Единой России» отдана сегодня такая полнота власти, что пора уже и спросить. Партия власти, по мнению политологов, становится неуправляемой. Да и опыт других стран с развитой демократией свидетельствует, что в политике необходима конкуренция. Иначе у избирателя не будет реальных рычагов воздействия на власть. Теперь по-любому «единороссам», несмотря на внушительную победу в других регионах, придется с «эсерами» считаться. Ставрополье оказалось «слабым звеном», и лишь глухой не услышит прозвучавший сигнал.

Радует одно: кандидаты сдержали обещания повысить уровень жизни студенчества. Сразу после и вместо занятий выстраивались очереди у предвыборных штабов: отдельная такса на расклеивание и отклеивание листовок, их раскрашивание черной краской, размахивание флагом и сбор подписей за отставку. Хорошо, что все это закончилось.