00:00, 20 февраля 2007 года

Я, «ОНА» и младший брат

ОНА – педагог, учитель начальных классов, входила в комнату, где мы с младшим братом спали, включала верх-ний свет и дополнительно еще открывала окно. Утром у нас в квартире всегда, при любой погоде, были открыты окна и входная дверь – это называлось проветривание.

Учился я в той же школе, где мать преподавала. Учеником был слабым, недисциплинированным. О всех моих проказах ей тут же становилось известно, а вечером дома воспитание уже проводилось не по Макаренко и Ушинскому, а народным средством – ремнем.

В чем была моя вина? Да в том, что я многого не понимал, может, не было необходимой сообразительности. Учился с трудом. Но в той советской педагогической системе не мог сын учительницы быть неуспевающим. И меня тянули «за уши» из класса в класс и дотянули до выпускного.

В 1968 году окончил школу я, и мать из нее тоже ушла. По воле родителей пристроили меня в Невинномысске в ПТУ, выучился я на электрика, потом армия, затем уехал в Казахстан и прожил там 20 лет. Там женился, родились дети – дочь и сын. В 1994 году вернулся с семьей домой, но оказался всем чужим. ОНА – мать, просто пылала ненавистью к моей жене и детям. Хотя раньше всегда утверждала, что все дети для нее равны.

Мой младший брат рос болезненным, но учился хорошо, много читал, был любимцем и гордостью мамы. Тем более что по окончании школы он заявил родителям, что станет военным. Все усилия матери и отца были направлены на брата. Он, как и я, женился; жена, конечно, для нашей матери – самая лучшая в мире. И дети брата – два его сына - самые лучшие в мире внуки (хотя по сей день бабушке не написали ни одного письма и не звонят – живут в Санкт-Петербурге).

Теперь, когда и пенсия не за горами, есть время подумать, а каким родителем был я, знал ли, чем живут мои дети, справедливым ли был? Мы с женой старались к детям относиться одинаково. Жена у меня тоже была старшей дочерью в семье и тоже чувствовала себя в детстве менее любимой, чем ее младший брат.

Подавляющее большинство родителей мало думают о том, что чувствуют их дети. А потом мы сами себя спрашиваем: в кого же пошли наши дети?..

Дмитрий К.