Куршевель по-кавказски
Темный сосновый бор с трех сторон окружает эту обширную поляну. Внизу, в Кисловодске, снега почти нет, а здесь он сияет на солнце первозданной белизной. И слой его такой, что если ненароком в лощине снимешь лыжи – можно провалиться по пояс.
Длиннющий склон удовлетворяет все запросы горнолыжников. Здесь можно выбрать для спуска и совсем пологие участки, и достаточно крутые, с которых самые отчаянные пулей устремляются вниз. А прибавьте сюда неоглядные дали, кристальный воздух, настоянный на сосновой хвое, соседство древних рукотворных курганов...
По выходным по узенькой асфальтированной «змейке» от Кисловодска к перевалу одна за другой взбираются иномарки и изредка отечественные «Жигули». Горные лыжи, как известно, забава людей небедных. Чем и пользуются, с немалой для себя выгодой, владельцы райских уголков, типа полюбившегося российским миллиардерам французского Куршевеля. А вот горнолыжный рай вблизи Кавминвод пребывает почти что в первозданной дикости.
Чтобы попасть на поляну, надо с асфальта свернуть на узкую лесную дорогу. Здесь не развернуться, не разъехаться. К середине дня ближе чем за несколько сот метров и припарковаться–то негде – машины стоят чуть ли не вплотную одна к другой. «Автомобильные страдания» портят настроение десяткам отдыхающих. Да и сосновому бору такое скопище машин вряд ли идет на пользу. Между тем проблему вполне можно решить. Сейчас, кроме как на личном транспорте, до поляны никак не доберешься. А почему бы по выходным не организовать из Кисловодска специально для любителей горных лыж автобусный маршрут «Здоровье»? Для тех же, кто ни за какие коврижки не откажется от личного авто, вполне можно устроить цивильную стоянку возле соснового бора – подходящая площадка есть. А уже оттуда организованно подвозить лыжников до поляны. И отдыхающие будут довольны, и природа не пострадает.
Есть и другие проблемы. О них свидетельствуют кучи бутылок, оберток, следы костровищ и, увы, пеньки от свежесрубленных сосен. Наших людей не переделать: для иных лыжи - только повод для последующего «сугрева». Но почему бы муниципальной администрации или местному лесхозу, который посадил и вырастил этот сосновый бор, не ввести подобный отдых в цивилизованное русло: устроить столы, лавки, специальные места для костров, где бы всегда имелся запас дров, установить контейнеры для мусора. Вряд ли кого-нибудь из отдыхающих обременил бы небольшой денежный сбор на эти нужды.
Подъемники на поляне работают. Один от Кисловодского горнолыжного клуба, второй – коммерческий. Оба предельно простые, чтобы не сказать - примитивные. Но и их не хватает: зачастую внизу образуется очередь из желающих подняться поближе к «Кабардинке». Так что и здесь есть где развернуться специалистам индустрии туризма и инвесторам.
Все это можно было бы назвать болезнями роста. Но ведь этот склон члены горнолыжной секции Кисловодского клуба туристов начали осваивать еще в начале 70-х годов минувшего века. Но, увы... Может быть, хоть в рамках особой экономической зоны что-то сдвинется с мертвой точки. А пока богатые россияне везут свои деньги в Куршевель.