00:00, 26 января 2007 года

Почему обиделись атеисты?

Письма свидетельствуют: отчего-то часть наших читателей отыскивает в газете некую однобокую и субъективистскую линию. Так, в одном из писем говорится: «А встречали ли вы в газете «Ставропольская правда» статьи атеистического содержания в наше время?..». А собственно, почему их желательно «встречать» на страницах нашей газеты, спрошу я в свою очередь? Вот уже полтора десятка лет, как мы, к счастью, избавились от обязанности хотя бы формально исповедовать атеизм, провозглашавшийся как государственная идеология, то есть фактически обязательная для всех. Сегодня насильно в храм никто никого не загоняет. Равно как и не принуждает читать те статьи, которые кому-то не нравятся. А вот авторы ряда писем полагают – даже «в наше время»! – обязательными для газеты публикации именно атеистической направленности. Но кто, скажите, вменял в обязанности СМИ «проповедовать»?

Газету обвиняют в том, что «общественно-политическая газета превращается в религиозный рупор». Но ведь внимательный и непредвзятый читатель знает: на страницах «Ставрополки» публикуются не религиозно-пропагандистские агитки, а материалы, в которых мы стремимся рассказать о духовной истории нашего народа, о его духовных исканиях сегодня, и как тут возможно не говорить о жизни верующих и церкви? Ведь верующие люди – полноправные граждане, а церковь, как бы ни трактовать законодательство об ее отделении от государства, невозможно рассматривать в некоем абстрактном отрыве от современного общества.

Кстати, автор письма тут же сам себе противоречит, ибо ссылается на право церкви «как любой другой общественной организации» быть «объектом для публикаций». И в то же время берет на себя сомнительную смелость утверждать, например, следующее: «В современном, далеко не справедливом мире, полном противоречий, человек просто обречен искать спасение в иллюзорном мире религии, к которой он прибивается от безысходности». Весьма ответственное заявление! Оскорбительное для искренне верующих людей, не считающих свою принадлежность церкви уходом в «иллюзорный мир». И разве все-все верующие лишь от одной безысходности вынуждены «прибиваться» к вере? Мне вспоминается, как минувшим летом на Ставрополье были привезены святые для христиан мощи Иоанна Крестителя, всего на одну ночь, и вот с вечера тысячи людей встали в очередь и простояли по многу часов только лишь для того, чтобы на одну минуту, зайдя в храм, прикоснуться к святыне. Они стояли не за колбасой и не за дефицитным импортом! Повторяю, их были тысячи, как на другой день все повторилось в Минеральных Водах. И что, все пришли «от безысходности»? Да, возможно, какая-то часть была ведома любопытством. Но из простого любопытства не будет человек всю ночь стоять на ногах...

Автор другого письма и вовсе зачислил журналиста в... богословы, что можно было бы расценить как шутку, если бы не сопутствующие этой терминологии очень сердитые обвинения. Например, мне приписывается мысль о том, что только через церковь у нас в стране возродится духовность общества. «А разве театры, музеи, консерватории, картинные галереи, Дворцы культуры, музыки, спорта не воспитывают духовность?» - вопрошает читатель. А начал он свое письмо с того, что выписывает нашу газету с шестидесятых годов. Так неужели, имея столь солидный читательский стаж, уважаемый оппонент не «заметил» в газете публикации, посвященные деятельности всех названных им учреждений культуры? (Кроме, разве что, консерватории, коей у нас в крае пока еще нет).

Не вижу связи я и между такими утверждениями, что, мол, неверующий советский народ победил фашизм, а «глубоко религиозные страны Запада встали перед ним на колени». Между прочим, именно в период Великой Отечественной в нашей истории пережит очередной громадный всплеск веры. И на колени перед фашизмом, мне думается, встали не страны и народы, а их продажные либо трусливые руководители, вопросы же религиозности в данном случае не столь первостепенны. А тот факт, что среди героев войны было много коммунистов и комсомольцев, считавшихся атеистами, еще не означает, что не было героев верующих. Могла бы назвать истинных патриотов Отечества, заслуживших в бою ордена и медали, избравших уже после войны стезю священнослужителя.

Мне бы не хотелось в процессе данной дискуссии выглядеть невежливой по отношению к автору этого письма уже потому, что он сам прошел дорогами войны. Бесконечно уважаю ветеранов, принесших Родине величайшую нашу Победу. Мои деды тоже достойно воевали. Один из них был коммунист, но никогда не козырял своей партийностью, а второй... никогда не рассказывал о своих убеждениях. Оба одинаково честно работали. Для меня они оба равно близки и дороги, независимо от их религиозных взглядов. И так же, как и уважаемому читателю, мне дороги имена славных героев Родины, которых он называет – Матросова, Космодемьянской, Чайкиной... Конечно же, я согласна, что это были замечательные, духовно богатые личности, уже потому, что смогли пожертвовать собой. Но, повторю еще раз: вряд ли стоит в разговоре о религии вот так противопоставлять людей.

* * *

В заключение хочу поблагодарить написавших в редакцию за их прямоту и искренность, за внимание к нашим выступлениям. И еще добавлю к своим же словам из предыдущей публикации: нисколько не идеализирую не только верующих (среди них действительно самые разные встречаются люди), но и церковь не идеализирую тоже, замечая некоторые перекосы в деятельности того или иного ее представителя. И тем не менее процитирую, уж извините, себя снова: видя огромную работу церкви во имя очищения души человека и всего нашего общества, а по большому счету – во имя спасения души, не могу молчать об этом – ни профессионально, ни по совести.